Концерн Volkswagen демонстрирует рост операционной прибыли и отмечает ускоренное восстановление китайского рынка
- Операционная прибыль концерна Volkswagen за первые три квартала текущего года до вычета особых статей расходов составила 17,5 млрд евро, что соответствует операционной рентабельности в 8,6%
- Volkswagen Group подтверждает прогноз в отношении операционной рентабельности продаж на уровне 7–8,5 %, ориентируясь на верхнюю границу диапазона
- Общая выручка от продаж за третий квартал выросла с 56,9 до 70,7 млрд евро по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, влияние на который оказывали перебои в цепочках поставок
- Операционная прибыль за третий квартал выросла до 4,3 млрд евро. Маржа за третий квартал составила 6%, что обусловлено единовременными расходами в размере 1,6 млрд евро
- Компания отмечает ускоренные темпы восстановления китайского автомобильного рынка, рост продаж на нем в третьем квартале составил 27%
- Концерн Volkswagen продолжает наращивание объемов производства автомобилей на аккумуляторных батареях: их продажи за третий квартал выросли на 22%, при этом доля электромобилей в общем объеме продаж увеличилась до 6,8%. В США стартовало производство модели Volkswagen ID.4
- В минувшем квартале состоялось успешное IPO Porsche: вырученные средства планируется направить на ускорение процесса цифровой трансформации и выплату дополнительных дивидендов акционерам
- Председатель правления Volkswagen Group Оливер Блюме (Oliver Blume): «В третьем квартале концерн Volkswagen добился значительных успехов в вопросе обеспечения устойчивой дополнительной ценности для акционеров. Приятно видеть, что мы достигли прогресса на рынках Китая и США и сделали еще один шаг навстречу организации надежных поставок сырья, что необходимо для реализации наших амбициозных планов по наращиванию объемов выпуска электромобилей»
- Член правления, ответственный за финансы, и исполнительный директор Volkswagen Group Арно Антлиц (Arno Antlitz): «Нам вновь удалось продемонстрировать финансовую устойчивость Volkswagen в непростых условиях. Этот квартал ознаменовал еще один шаг на пути к достижению амбициозных целей, поставленных нами на текущий год»
В третьем квартале 2022 года концерн Volkswagen продемонстрировал стабильно высокие финансовые результаты, несмотря на сложную обстановку в мире. Общий объем поставок автомобилей клиентам увеличился, а операционная прибыль выросла до 4,3 млрд евро. В третьем квартале 2021 года, на протяжении которого наблюдались трудности в сфере поставок, она составила 2,6 млрд евро. Финансовые показатели Volkswagen Group за отчетный период подтверждают, что меры по повышению надежности цепочек поставок действительно помогли смягчить влияние негативных факторов, связанных с глобальной ситуацией.
Достигнутые результаты обусловлены высокой рентабельностью бизнеса, особенно в сегментах премиальных и спортивных автомобилей, а также в сфере финансовых услуг. Маржа по группам марок премиальных и спортивных автомобилей достигла 14,1% и 19,4% соответственно, что подчеркивает успех стабильной ценовой политики концерна и работы с затратами. В свою очередь были и факторы, оказавшие негативное влияние на операционную прибыль, в виде единовременных расходов в размере около 1,6 млрд евро. Они обусловлены приостановкой деятельности концерна Volkswagen в России и расходами на IPO марки Porsche. Кроме того, Volkswagen Group сосредоточила усилия на разработках в области автономного и высокоавтоматизированного вождения. На финансовый результат также повлиял убыток в размере 1,9 млрд евро от обесценивания активов, не генерирующих денежные средства, после отказа концерна от дальнейших инвестиций в стартап Argo AI.
Председатель правления Volkswagen Group Оливер Блюме отметил: «В третьем квартале концерн Volkswagen добился значительных успехов в вопросе обеспечения устойчивой дополнительной ценности для акционеров. Успешное IPO Porsche стало еще одним доказательством силы наших брендов и наличия возможности полностью реализовать их потенциал. Что касается десяти пунктов моей стратегической программы, прогресса удалось достичь уже в двух ключевых регионах. В Китае мы объединили усилия с компанией Horizon Robotics, а в США стартовало производство модели Volkswagen ID.4. Кроме того, мы сделали еще один шаг к стабилизации поставок катодных материалов, которые необходимы для реализации амбициозных планов по увеличению объема производства электромобилей, за счет создания совместного предприятия с компанией Umicore. Этого прогресса не удалось бы достичь без великолепной работы всей команды. Нам необходимо продолжать в том же духе, чтобы вывести концерн на качественно новый уровень».
Арно Антлиц, член правления Volkswagen Group, ответственный за финансы, добавил: «Этот квартал вновь продемонстрировал финансовую устойчивость концерна Volkswagen в непростых условиях и ознаменовал еще один шаг на пути к достижению целей, поставленных нами на текущий год. Полученные результаты обусловлены впечатляюще высокими показателями успеха в сегментах премиальных и спортивных автомобилей, а также в сфере финансовых услуг».
Наращивание объемов производства электромобилей
Концерн Volkswagen продолжает работу над увеличением объема выпуска автомобилей на аккумуляторных батареях. Доля полностью электрифицированных моделей в общем объеме продаж последовательно увеличивалась в течение года и в третьем квартале достигла 6,8%, при этом основные темпы прироста обеспечивает Китай. С начала года клиентам из разных стран мира было передано в общей сложности 366 400 электромобилей, что на 25% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (293 000 электромобилей). Из-за высокого спроса и сохраняющихся ограничений в цепочках поставок портфель заказов на электромобили в Западной Европе остается значительным и включает в себя более 350 000 автомобилей.
Восстановление рынка Китая и повышение конкурентоспособности
Показатели концерна Volkswagen на рынке Китая продолжают восстанавливаться в ускоренном темпе: объем продаж за третий квартал увеличился на 26%, при этом рост за один только сентябрь составил 33%. Спрос на электромобили в регионе продолжает расти, а их продажи с начала года увеличились более чем вдвое — до 112 700 автомобилей (для сравнения, за первые три квартала 2021 года в регионе было реализовано 47 100 автомобилей марок концерна Volkswagen). Таким образом, Volkswagen Group успешно удваивает показатели продаж электромобилей в Китае, даже если проводить сравнение с показателями не за девять месяцев, а за весь предыдущий год.
Чтобы увеличить темпы внедрения инноваций и сделать еще больший вклад в развитие клиентоориентированности на этом важном рынке, компания CARIAD, которая занимается разработкой программного обеспечения для концерна Volkswagen, установила партнерские отношения с Horizon Robotics — одним из ведущих поставщиков вычислительных решений для интеллектуальных автомобилей в Китае. Ожидается, что совместное предприятие позволит ускорить разработку передовых систем помощи водителю и технологий автономного вождения в регионе.
Новая глава в истории Volkswagen Group в Северной Америке
Расширение бизнеса концерна Volkswagen на рынке США продолжилось и в третьем квартале: с конвейера завода в Чаттануге, где в настоящее время работают более 4500 человек, сошли первые автомобили Volkswagen ID.4. Эта производственная площадка как раз создавалась для удовлетворения спроса на ID.4, а также семейство кроссоверов Atlas. ID.4 — первый электромобиль концерна Volkswagen, который будет производиться в США, и один из крупнейших проектов компании, предусматривающий инвестиции в размере более чем 7,1 млрд долларов на территории Северной Америки. Его цель — расширить модельный ряд концерна, а также увеличить потенциал в сфере исследований и разработок и производственных мощностей в регионе. К 2030 году Volkswagen Group стремится довести долю электромобилей в общем объеме продаж в США до 55%.
Обеспечительные меры для будущего производства электромобилей
Для стабилизации поставок катодных материалов, необходимых для производства электромобилей, PowerCo — новая компания, ответственная за производство аккумуляторных батарей в рамках концерна Volkswagen, — объявила о создании совместного предприятия с бельгийской группой Umicore, которая специализируется на технологиях переработки материалов. Предприятие будет заниматься производством прекурсоров и катодных материалов в Европе и с 2025 года начнет поставлять их на европейские заводы PowerCo, выпускающие аккумуляторные батареи. Ожидается, что к концу десятилетия ежегодный объем производства катодных материалов достигнет уровня, достаточного для питания 2,2 млн электромобилей.
Успешное IPO Porsche
Организовав вывод Porsche AG на IPO, концерн Volkswagen сделал еще один шаг в рамках собственной трансформации из классического автопроизводителя в вертикально интегрированного поставщика решений для мобильности. А выручка от IPO позволит Volkswagen Group действовать более гибко при реализации собственной стратегии электрификации. Она становится важным рычагом, позволяющим на постоянной основе генерировать дополнительную ценность для акционеров в долгосрочной перспективе.
Арно Антлиц отметил: «Важным событием прошедшего квартала стало успешное IPO марки Porsche — одно из крупнейших IPO в Европе за всю историю. Надежная нетто-позиция ликвидности концерна и выручка от IPO позволят нам сделать следующие важные шаги на пути электрификации модельного ряда. Денежные средства в размере более 9 млрд евро сыграют важнейшую роль в финансировании и ускорении трансформации. Это возможно в том числе благодаря поддержке собственного бизнеса по производству аккумуляторных батарей компанией PowerCo».
«Мы полагаем, что бесперебойная и экономически эффективная поставка аккумуляторов окажется ключевым конкурентным преимуществом в отрасли. В будущем компания PowerCo внесет значительный вклад в успех нашего бизнеса», — добавил он.
Концерн Volkswagen рад предоставить своим акционерам возможность поучаствовать в этой успешной сделке и устанавливает специальный дивиденд в размере 19,06 евро на акцию. По этой причине компания созывает внеочередное общее собрание акционеров, которое состоится 16 декабря 2022 года. Выплата дивиденда запланирована на 9 января 2023 года.
Прогноз
Концерн Volkswagen подтверждает прогноз от 28 июля 2022 года в большинстве существенных аспектов. Однако предполагается, что из-за сохраняющихся ограничений в цепочках поставок количество автомобилей, переданных клиентам, окажется аналогично показателю предыдущего года.
Ожидается, что выручка концерна Volkswagen за 2022 год вырастет на 8–13% по сравнению с предыдущим годом, а выручка подразделения легковых автомобилей окажется выше на 5–10%. Концерн подтверждает прогноз в отношении операционной маржи в диапазоне от 7 до 8,5%, ориентируясь на его верхнюю границу. По имеющимся данным, чистый поток денежных средств останется на том же уровне, что и в 2021 году. Предполагается, что в 2022 году чистая ликвидность автомобильного подразделения вырастет на 15% по сравнению с предыдущим годом (без учета выручки от IPO Porsche).
В результате структурного дефицита полупроводников в 2022 финансовом году по-прежнему будут наблюдаться перебои с поставками. В то же время компания рассчитывает, что ситуация улучшится в четвертом квартале. Сбои в логистических цепочках могут оказать дополнительное негативное влияние. Основные сложности будут связаны с экономической ситуацией, ростом интенсивности конкуренции, нестабильностью на рынках сырья и валюты, обеспечением надежности цепочек поставок и более строгими требованиями в отношении токсичности отработавших газов.
КОНЦЕРН VOLKSWAGEN | Третий квартал | Первые три квартала | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
2022 | 2021 | % | 2022 | 2021 | % | |
Данные по объему1, тыс. | ||||||
Передано автомобилей клиентам | 2 181 | 1 973 | +10,6 | 6 056 | 6 951 | –12,9 |
Объем продаж автомобилей | 2 236 | 1 805 | +23,9 | 6 243 | 6 466 | –3,4 |
Объем производства автомобилей | 2 237 | 1 586 | +41,1 | 6 397 | 6 098 | +4,9 |
Количество сотрудников (на 30 сентября 2022 года / 31 декабря 2021 года) | 674,8 | 672,8 | +0,3 | |||
Финансовые данные (МСФО), млн евро | ||||||
Выручка от продаж | 70 712 | 56 931 | +24,2 | 202 997 | 186 599 | +8,8 |
Результат операционной деятельности (без учета особых статей расходов) | 4 269 | 2 798 | +52,6 | 17 457 | 14 157 | +23,3 |
Операционная рентабельность продаж (без учета особых статей расходов) (%) | 6,0 | 4,9 | 8,6 | 7,6 | ||
Особые статьи расходов | - | -203 | X | -360 | -203 | +77,3 |
Результат операционной деятельности | 4 269 | 2 595 | +64,5 | 17 097 | 13 953 | +22,5 |
Операционная рентабельность продаж (%) | 6,0 | 4,6 | 8,4 | 7,5 | ||
Прибыль до вычета налогов | 2 936 | 3 079 | –4,7 | 16 970 | 14 232 | +19,2 |
Рентабельность продаж до вычета налогов (%) | 4,2 | 5,4 | 8,4 | 7,6 | ||
Прибыль после вычета налогов | 2 133 | 2 903 | –26,5 | 12 771 | 11 357 | +12,4 |
Автомобильное подразделение2, млн евро | ||||||
Совокупные затраты на исследования и разработки | 4 538 | 3 665 | +23,8 | 13 826 | 11 401 | +21,3 |
Доля НИОКР (%) | 7,7 | 8,0 | 8,2 | 7,5 | ||
Денежные потоки от операционной деятельности | 8 652 | 3 615 | X | 22 256 | 22 703 | –2,0 |
Денежные потоки от инвестиционной деятельности, приходящиеся на операционную деятельность3 | 5 369 | 6 586 | –18,5 | 16 679 | 15 483 | +7,7 |
из которых: капитальные затраты | 3 089 | 2 114 | +46,1 | 7 177 | 5 891 | +21,8 |
из которых: капитальные затраты / выручка от продаж (%) | 5,2 | 4,6 | 4,3 | 3,9 | ||
Чистый поток денежных средств | 3 284 | –2 971 | X | 5 576 | 7 220 | –22,8 |
Чистая ликвидность на 30 сентября | 31 553 | 25 642 | +23,1 |
1В данные по объему включены показатели, представленные в неконсолидированной финансовой отчетности китайских совместных предприятий. Показатели этих компаний учитываются с использованием метода долевого участия. Данные по поставкам за предыдущий год обновлены для отражения последующих статистических трендов.
2Включая распределение консолидационных корректировок между автомобильным подразделением и подразделением финансовых услуг.
3Без учета затрат на поглощения и инвестиции в акционерный капитал: третий квартал – 5356 млн евро (3670 млн евро за аналогичный период 2021 года), первые три квартала – 14 050 млн евро (11 029 млн евро за первые девять месяцев 2021 года))
Ключевые показатели по маркам и сферам деятельности
за период с 1 января по 30 сентября 2022 года |
Продажи автомобилей |
Выручка от продаж |
Операционная прибыль |
|||
---|---|---|---|---|---|---|
Тыс. автомобилей / млн евро |
2022 год |
2021 год |
2022 год |
2021 год |
2022 год |
2021 год |
Марки массового сегмента |
2957 |
3171 |
81 356 |
74 876 |
3720 |
2478 |
Volkswagen Легковые автомобили |
1882 |
2088 |
52 026 |
49 055 |
2462 |
1211 |
ŠKODA |
646 |
596 |
15 181 |
13 329 |
856 |
900 |
SEAT |
333 |
384 |
7820 |
7259 |
–10 |
–159 |
Volkswagen Коммерческие автомобили |
237 |
246 |
7956 |
7276 |
356 |
55 |
Технические компоненты |
– |
– |
12 655 |
12 803 |
–7 |
382 |
Консолидация |
–141 |
–143 |
–14 281 |
–14 847 |
64 |
90 |
Audi (группа марок премиального сегмента)1 |
766 |
806 |
44 561 |
42 325 |
6282 |
4169 |
Porsche Automotive (группа марок спортивного сегмента)2 |
221 |
209 |
24 456 |
20 979 |
4746 |
3356 |
TRATON (коммерческие автомобили)3 |
218 |
196 |
27 964 |
21 305 |
954 |
476 |
Совместные предприятия в Китае4 |
2339 |
2156 |
– |
– |
– |
– |
MAN Energy Solutions |
– |
– |
2517 |
2338 |
210 |
123 |
CARIAD |
– |
– |
422 |
255 |
–1427 |
–750 |
Volkswagen Financial Services |
– |
– |
32 859 |
32 044 |
4399 |
3688 |
Прочее5 |
–258 |
–74 |
–11 137 |
–7521 |
–1428 |
617 |
Концерн Volkswagen до вычета особых статей расходов |
– |
– |
– |
– |
17 457 |
14 157 |
Особые статьи расходов |
– |
– |
– |
– |
–360 |
–203 |
Концерн Volkswagen |
6243 |
6466 |
202 997 |
186 599 |
17 097 |
13 953 |
Автомобильное подразделение6 |
6243 |
6466 |
168 183 |
152 869 |
12 907 |
9986 |
направление «Легковые автомобили» |
6025 |
6269 |
137 702 |
129 226 |
11 744 |
9534 |
направление «Коммерческие автомобили» |
218 |
196 |
27 964 |
21 305 |
956 |
453 |
направление «Power Engineering» |
– |
– |
2517 |
2338 |
207 |
–1 |
Подразделение финансовых услуг |
– |
– |
34 814 |
33 730 |
4190 |
3967 |
1Показатели за предыдущий год были рассчитаны путем прибавления показателей марки Bentley
2Porsche (включая подразделение «Финансовые услуги»): выручка от продаж 26 741 млн евро (23 115 за аналогичный период 2021-го), операционная прибыль 5048 млн евро (3559 млн евро за первые три квартала 2021 года)
3Включая Navistar по состоянию на 1 июля 2021 года.
4Выручка от продаж и операционная прибыль совместных предприятий в Китае не включены в общие показатели; доля операционной прибыли, полученной этими компаниями, составила 2558 млн евро (1962 млн евро за аналогичный период 2021 года)
5В операционном результате признаются главным образом внутригрупповые статьи в составе прибыли или убытка, в частности за счет исключения внутрифирменной прибыли; показатель включает в себя износ и амортизацию идентифицируемых активов в рамках распределения цены сделки (PPA), а также компаний, не относящихся к маркам.
6Включая распределение консолидационных корректировок между автомобильным подразделением и подразделением финансовых услуг.