16-11-2022

Концерн Volkswagen демонстрирует рост операционной прибыли и отмечает ускоренное восстановление китайского рынка

  • Операционная прибыль концерна Volkswagen за первые три квартала текущего года до вычета особых статей расходов составила 17,5 млрд евро, что соответствует операционной рентабельности в 8,6%
  • Volkswagen Group подтверждает прогноз в отношении операционной рентабельности продаж на уровне 7–8,5 %, ориентируясь на верхнюю границу диапазона
  • Общая выручка от продаж за третий квартал выросла с 56,9 до 70,7 млрд евро по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, влияние на который оказывали перебои в цепочках поставок
  • Операционная прибыль за третий квартал выросла до 4,3 млрд евро. Маржа за третий квартал составила 6%, что обусловлено единовременными расходами в размере 1,6 млрд евро
  • Компания отмечает ускоренные темпы восстановления китайского автомобильного рынка, рост продаж на нем в третьем квартале составил 27%
  • Концерн Volkswagen продолжает наращивание объемов производства автомобилей на аккумуляторных батареях: их продажи за третий квартал выросли на 22%, при этом доля электромобилей в общем объеме продаж увеличилась до 6,8%. В США стартовало производство модели Volkswagen ID.4
  • В минувшем квартале состоялось успешное IPO Porsche: вырученные средства планируется направить на ускорение процесса цифровой трансформации и выплату дополнительных дивидендов акционерам
  • Председатель правления Volkswagen Group Оливер Блюме (Oliver Blume): «В третьем квартале концерн Volkswagen добился значительных успехов в вопросе обеспечения устойчивой дополнительной ценности для акционеров. Приятно видеть, что мы достигли прогресса на рынках Китая и США и сделали еще один шаг навстречу организации надежных поставок сырья, что необходимо для реализации наших амбициозных планов по наращиванию объемов выпуска электромобилей»
  • Член правления, ответственный за финансы, и исполнительный директор Volkswagen Group Арно Антлиц (Arno Antlitz): «Нам вновь удалось продемонстрировать финансовую устойчивость Volkswagen в непростых условиях. Этот квартал ознаменовал еще один шаг на пути к достижению амбициозных целей, поставленных нами на текущий год»


В третьем квартале 2022 года концерн Volkswagen продемонстрировал стабильно высокие финансовые результаты, несмотря на сложную обстановку в мире. Общий объем поставок автомобилей клиентам увеличился, а операционная прибыль выросла до 4,3 млрд евро. В третьем квартале 2021 года, на протяжении которого наблюдались трудности в сфере поставок, она составила 2,6 млрд евро. Финансовые показатели Volkswagen Group за отчетный период подтверждают, что меры по повышению надежности цепочек поставок действительно помогли смягчить влияние негативных факторов, связанных с глобальной ситуацией.

Достигнутые результаты обусловлены высокой рентабельностью бизнеса, особенно в сегментах премиальных и спортивных автомобилей, а также в сфере финансовых услуг. Маржа по группам марок премиальных и спортивных автомобилей достигла 14,1% и 19,4% соответственно, что подчеркивает успех стабильной ценовой политики концерна и работы с затратами. В свою очередь были и факторы, оказавшие негативное влияние на операционную прибыль, в виде единовременных расходов в размере около 1,6 млрд евро. Они обусловлены приостановкой деятельности концерна Volkswagen в России и расходами на IPO марки Porsche. Кроме того, Volkswagen Group сосредоточила усилия на разработках в области автономного и высокоавтоматизированного вождения. На финансовый результат также повлиял убыток в размере 1,9 млрд евро от обесценивания активов, не генерирующих денежные средства, после отказа концерна от дальнейших инвестиций в стартап Argo AI.

Председатель правления Volkswagen Group Оливер Блюме отметил: «В третьем квартале концерн Volkswagen добился значительных успехов в вопросе обеспечения устойчивой дополнительной ценности для акционеров. Успешное IPO Porsche стало еще одним доказательством силы наших брендов и наличия возможности полностью реализовать их потенциал. Что касается десяти пунктов моей стратегической программы, прогресса удалось достичь уже в двух ключевых регионах. В Китае мы объединили усилия с компанией Horizon Robotics, а в США стартовало производство модели Volkswagen ID.4. Кроме того, мы сделали еще один шаг к стабилизации поставок катодных материалов, которые необходимы для реализации амбициозных планов по увеличению объема производства электромобилей, за счет создания совместного предприятия с компанией Umicore. Этого прогресса не удалось бы достичь без великолепной работы всей команды. Нам необходимо продолжать в том же духе, чтобы вывести концерн на качественно новый уровень».

Арно Антлиц, член правления Volkswagen Group, ответственный за финансы, добавил: «Этот квартал вновь продемонстрировал финансовую устойчивость концерна Volkswagen в непростых условиях и ознаменовал еще один шаг на пути к достижению целей, поставленных нами на текущий год. Полученные результаты обусловлены впечатляюще высокими показателями успеха в сегментах премиальных и спортивных автомобилей, а также в сфере финансовых услуг».

Наращивание объемов производства электромобилей

Концерн Volkswagen продолжает работу над увеличением объема выпуска автомобилей на аккумуляторных батареях. Доля полностью электрифицированных моделей в общем объеме продаж последовательно увеличивалась в течение года и в третьем квартале достигла 6,8%, при этом основные темпы прироста обеспечивает Китай. С начала года клиентам из разных стран мира было передано в общей сложности 366 400 электромобилей, что на 25% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (293 000 электромобилей). Из-за высокого спроса и сохраняющихся ограничений в цепочках поставок портфель заказов на электромобили в Западной Европе остается значительным и включает в себя более 350 000 автомобилей.

Восстановление рынка Китая и повышение конкурентоспособности

Показатели концерна Volkswagen на рынке Китая продолжают восстанавливаться в ускоренном темпе: объем продаж за третий квартал увеличился на 26%, при этом рост за один только сентябрь составил 33%. Спрос на электромобили в регионе продолжает расти, а их продажи с начала года увеличились более чем вдвое — до 112 700 автомобилей (для сравнения, за первые три квартала 2021 года в регионе было реализовано 47 100 автомобилей марок концерна Volkswagen). Таким образом, Volkswagen Group успешно удваивает показатели продаж электромобилей в Китае, даже если проводить сравнение с показателями не за девять месяцев, а за весь предыдущий год.

Чтобы увеличить темпы внедрения инноваций и сделать еще больший вклад в развитие клиентоориентированности на этом важном рынке, компания CARIAD, которая занимается разработкой программного обеспечения для концерна Volkswagen, установила партнерские отношения с Horizon Robotics — одним из ведущих поставщиков вычислительных решений для интеллектуальных автомобилей в Китае. Ожидается, что совместное предприятие позволит ускорить разработку передовых систем помощи водителю и технологий автономного вождения в регионе.

Новая глава в истории Volkswagen Group в Северной Америке

Расширение бизнеса концерна Volkswagen на рынке США продолжилось и в третьем квартале: с конвейера завода в Чаттануге, где в настоящее время работают более 4500 человек, сошли первые автомобили Volkswagen ID.4. Эта производственная площадка как раз создавалась для удовлетворения спроса на ID.4, а также семейство кроссоверов Atlas. ID.4 — первый электромобиль концерна Volkswagen, который будет производиться в США, и один из крупнейших проектов компании, предусматривающий инвестиции в размере более чем 7,1 млрд долларов на территории Северной Америки. Его цель — расширить модельный ряд концерна, а также увеличить потенциал в сфере исследований и разработок и производственных мощностей в регионе. К 2030 году Volkswagen Group стремится довести долю электромобилей в общем объеме продаж в США до 55%.

Обеспечительные меры для будущего производства электромобилей

Для стабилизации поставок катодных материалов, необходимых для производства электромобилей, PowerCo — новая компания, ответственная за производство аккумуляторных батарей в рамках концерна Volkswagen, — объявила о создании совместного предприятия с бельгийской группой Umicore, которая специализируется на технологиях переработки материалов. Предприятие будет заниматься производством прекурсоров и катодных материалов в Европе и с 2025 года начнет поставлять их на европейские заводы PowerCo, выпускающие аккумуляторные батареи. Ожидается, что к концу десятилетия ежегодный объем производства катодных материалов достигнет уровня, достаточного для питания 2,2 млн электромобилей.

Успешное IPO Porsche

Организовав вывод Porsche AG на IPO, концерн Volkswagen сделал еще один шаг в рамках собственной трансформации из классического автопроизводителя в вертикально интегрированного поставщика решений для мобильности. А выручка от IPO позволит Volkswagen Group действовать более гибко при реализации собственной стратегии электрификации. Она становится важным рычагом, позволяющим на постоянной основе генерировать дополнительную ценность для акционеров в долгосрочной перспективе.

Арно Антлиц отметил: «Важным событием прошедшего квартала стало успешное IPO марки Porsche — одно из крупнейших IPO в Европе за всю историю. Надежная нетто-позиция ликвидности концерна и выручка от IPO позволят нам сделать следующие важные шаги на пути электрификации модельного ряда. Денежные средства в размере более 9 млрд евро сыграют важнейшую роль в финансировании и ускорении трансформации. Это возможно в том числе благодаря поддержке собственного бизнеса по производству аккумуляторных батарей компанией PowerCo».

«Мы полагаем, что бесперебойная и экономически эффективная поставка аккумуляторов окажется ключевым конкурентным преимуществом в отрасли. В будущем компания PowerCo внесет значительный вклад в успех нашего бизнеса», — добавил он.

Концерн Volkswagen рад предоставить своим акционерам возможность поучаствовать в этой успешной сделке и устанавливает специальный дивиденд в размере 19,06 евро на акцию. По этой причине компания созывает внеочередное общее собрание акционеров, которое состоится 16 декабря 2022 года. Выплата дивиденда запланирована на 9 января 2023 года.

Прогноз

Концерн Volkswagen подтверждает прогноз от 28 июля 2022 года в большинстве существенных аспектов. Однако предполагается, что из-за сохраняющихся ограничений в цепочках поставок количество автомобилей, переданных клиентам, окажется аналогично показателю предыдущего года.

Ожидается, что выручка концерна Volkswagen за 2022 год вырастет на 8–13% по сравнению с предыдущим годом, а выручка подразделения легковых автомобилей окажется выше на 5–10%. Концерн подтверждает прогноз в отношении операционной маржи в диапазоне от 7 до 8,5%, ориентируясь на его верхнюю границу. По имеющимся данным, чистый поток денежных средств останется на том же уровне, что и в 2021 году. Предполагается, что в 2022 году чистая ликвидность автомобильного подразделения вырастет на 15% по сравнению с предыдущим годом (без учета выручки от IPO Porsche).

В результате структурного дефицита полупроводников в 2022 финансовом году по-прежнему будут наблюдаться перебои с поставками. В то же время компания рассчитывает, что ситуация улучшится в четвертом квартале. Сбои в логистических цепочках могут оказать дополнительное негативное влияние. Основные сложности будут связаны с экономической ситуацией, ростом интенсивности конкуренции, нестабильностью на рынках сырья и валюты, обеспечением надежности цепочек поставок и более строгими требованиями в отношении токсичности отработавших газов.


КОНЦЕРН VOLKSWAGEN Третий квартал   Первые три квартала  
  2022 2021 % 2022 2021 %
Данные по объему1, тыс.            
Передано автомобилей клиентам 2 181 1 973 +10,6 6 056 6 951 –12,9
Объем продаж автомобилей 2 236 1 805 +23,9 6 243 6 466 –3,4
Объем производства автомобилей 2 237 1 586 +41,1 6 397 6 098 +4,9
Количество сотрудников (на 30 сентября 2022 года / 31 декабря 2021 года)       674,8 672,8 +0,3
             
Финансовые данные (МСФО), млн евро            
Выручка от продаж 70 712 56 931 +24,2 202 997 186 599 +8,8
Результат операционной деятельности (без учета особых статей расходов) 4 269 2 798 +52,6 17 457 14 157 +23,3
Операционная рентабельность продаж (без учета особых статей расходов) (%) 6,0 4,9   8,6 7,6  
Особые статьи расходов - -203 X -360 -203 +77,3
Результат операционной деятельности 4 269 2 595 +64,5 17 097 13 953 +22,5
Операционная рентабельность продаж (%) 6,0 4,6   8,4 7,5  
Прибыль до вычета налогов 2 936 3 079 –4,7 16 970 14 232 +19,2
Рентабельность продаж до вычета налогов (%) 4,2 5,4   8,4 7,6  
Прибыль после вычета налогов 2 133 2 903 –26,5 12 771 11 357 +12,4
             
Автомобильное подразделение2, млн евро            
Совокупные затраты на исследования и разработки 4 538 3 665 +23,8 13 826 11 401 +21,3
Доля НИОКР (%) 7,7 8,0   8,2 7,5  
Денежные потоки от операционной деятельности 8 652 3 615 X 22 256 22 703 –2,0
Денежные потоки от инвестиционной деятельности, приходящиеся на операционную деятельность3 5 369 6 586 –18,5 16 679 15 483 +7,7
из которых: капитальные затраты 3 089 2 114 +46,1 7 177 5 891 +21,8
из которых: капитальные затраты / выручка от продаж (%) 5,2 4,6   4,3 3,9  
Чистый поток денежных средств 3 284 –2 971 X 5 576 7 220 –22,8
Чистая ликвидность на 30 сентября       31 553 25 642 +23,1


1В данные по объему включены показатели, представленные в неконсолидированной финансовой отчетности китайских совместных предприятий. Показатели этих компаний учитываются с использованием метода долевого участия. Данные по поставкам за предыдущий год обновлены для отражения последующих статистических трендов.

2Включая распределение консолидационных корректировок между автомобильным подразделением и подразделением финансовых услуг.

3Без учета затрат на поглощения и инвестиции в акционерный капитал: третий квартал – 5356 млн евро (3670 млн евро за аналогичный период 2021 года), первые три квартала – 14 050 млн евро (11 029 млн евро за первые девять месяцев 2021 года))


Ключевые показатели по маркам и сферам деятельности
за период с 1 января по 30 сентября 2022 года

Продажи автомобилей

Выручка от продаж

Операционная прибыль

Тыс. автомобилей / млн евро

2022 год

2021 год

2022 год

2021 год

2022 год

2021 год

Марки массового сегмента

2957

3171

81 356

74 876

3720

2478

Volkswagen Легковые автомобили

1882

2088

52 026

49 055

2462

1211

ŠKODA

646

596

15 181

13 329

856

900

SEAT

333

384

7820

7259

–10

–159

Volkswagen Коммерческие автомобили

237

246

7956

7276

356

55

Технические компоненты

12 655

12 803

–7

382

Консолидация

–141

–143

–14 281

–14 847

64

90

Audi (группа марок премиального сегмента)1

766

806

44 561

42 325

6282

4169

Porsche Automotive (группа марок спортивного сегмента)2

221

209

24 456

20 979

4746

3356

TRATON (коммерческие автомобили)3

218

196

27 964

21 305

954

476

Совместные предприятия в Китае4

2339

2156

MAN Energy Solutions

2517

2338

210

123

CARIAD

422

255

–1427

–750

Volkswagen Financial Services

32 859

32 044

4399

3688

Прочее5

–258

–74

–11 137

–7521

–1428

617

Концерн Volkswagen до вычета особых статей расходов

17 457

14 157

Особые статьи расходов

–360

–203

Концерн Volkswagen

6243

6466

202 997

186 599

17 097

13 953

Автомобильное подразделение6

6243

6466

168 183

152 869

12 907

9986

направление «Легковые автомобили»

6025

6269

137 702

129 226

11 744

9534

направление «Коммерческие автомобили»

218

196

27 964

21 305

956

453

направление «Power Engineering»

2517

2338

207

–1

Подразделение финансовых услуг

34 814

33 730

4190

3967


1Показатели за предыдущий год были рассчитаны путем прибавления показателей марки Bentley

2Porsche (включая подразделение «Финансовые услуги»): выручка от продаж 26 741 млн евро (23 115 за аналогичный период 2021-го), операционная прибыль 5048 млн евро (3559 млн евро за первые три квартала 2021 года)

3Включая Navistar по состоянию на 1 июля 2021 года.

4Выручка от продаж и операционная прибыль совместных предприятий в Китае не включены в общие показатели; доля операционной прибыли, полученной этими компаниями, составила 2558 млн евро (1962 млн евро за аналогичный период 2021 года)

5В операционном результате признаются главным образом внутригрупповые статьи в составе прибыли или убытка, в частности за счет исключения внутрифирменной прибыли; показатель включает в себя износ и амортизацию идентифицируемых активов в рамках распределения цены сделки (PPA), а также компаний, не относящихся к маркам.

6Включая распределение консолидационных корректировок между автомобильным подразделением и подразделением финансовых услуг.