28-10-2021

Результаты концерна Volkswagen в третьем квартале: целевые показатели рентабельности на 2021 год подтверждены

  • В третьем квартале 2021 года операционная прибыль концерна Volkswagen без учета особых статей расходов снизилась на 12,1% до 2,8 млрд евро по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Причиной этому послужили вызванные пандемией коронавируса проблемы с поставками. Операционная рентабельность продаж снизилась с 5,4% до 4,9%
  • Марки массового сегмента понесли операционные убытки, а на бизнес концерна в Китае, несмотря на высокий спрос на местном рынке, сильно повлияла ситуация с поставками полупроводников
  • В третьем квартале скорректированный чистый поток денежных средств автомобильного подразделения достиг 33 млн евро, а по результатам девяти месяцев 2021 года этот показатель составляет 12,4 млрд евро
  • По итогам девяти месяцев операционная прибыль без учета особых статей расходов остается на уровне 14,2 млрд евро благодаря высоким показателям, достигнутым в первой половине года. Операционная рентабельность составила 7,6%
  • Прогноз в отношении операционной рентабельности продаж на 2021 год остается прежним – 6,0-7,5%
  • Председатель правления Volkswagen Group д-р Герберт Дисс (Dr. Herbert Diess): «Результаты за третий квартал служат очередным напоминанием того, что мы должны добиваться повышения производительности в массовом автомобильном сегменте. Мы намерены удерживать свои позиции по отношению как к давним, так и к новым конкурентам, а также осуществлять преобразования в направлении климатически нейтральной цифровой мобильности в рамках нашей стратегии NEW AUTO».


Результаты концерна Volkswagen в третьем квартале: целевые показатели рентабельности на 2021 год подтверждены

Глобальный дефицит полупроводников оказал значительное влияние на результаты деятельности концерна Volkswagen в третьем квартале 2021 года. За период с июля по сентябрь операционная прибыль без учета особых статей расходов составила 2,8 млрд евро, что ниже показателя за первые два квартала текущего года и за аналогичный период в предыдущем году (3,2 млрд евро), в котором на результаты деятельности оказала влияние пандемия коронавируса. В третьем квартале операционная рентабельность продаж без учета особых статей расходов снизилась до 4,9% (5,4% в третьем квартале 2020 года). За отчетный период наибольшему негативному влиянию подверглись марки массового сегмента – по ним зафиксированы операционные убытки, несмотря на очень высокий спрос. Также не удалось справиться с высоким уровнем потребительского спроса на китайском рынке из-за дефицита полупроводников. За первые девять месяцев года марки концерна Volkswagen увеличили объемы поставок на 6,9% до 7 млн автомобилей (6,5 млн за аналогичный квартал 2020 года). Выручка от продаж продемонстрировала существенный рост и увеличилась на 20% до 187 млрд евро (155 млрд евро годом ранее). Уверенные результаты первой половины года к сентябрю позволили добиться операционной прибыли до вычета особых статей расходов в размере 14,2 млрд евро – это больше показателя за аналогичный период предыдущего года (2,4 млрд евро), на который негативное влияние оказала ситуация вокруг пандемии коронавируса. Операционная рентабельность по итогам девяти месяцев составила 7,6% (1,5% за первые три квартала 2020 года). По состоянию на конец сентября, скорректированный чистый поток денежных средств автомобильного подразделения составил 12,4 млрд евро (4,5 млрд евро годом ранее), что существенно поспособствовало финансированию программы трансформации концерна Volkswagen. Несмотря на влияние, которое нехватка полупроводников оказала на оборотный капитал, скорректированный чистый поток денежных средств за третий квартал достиг положительного показателя в 33 млн евро. По сравнению с результатами за первые шесть месяцев года (25,6 млрд евро) уровень чистой ликвидности автомобильного подразделения снизился на 9,4 млрд евро. Ощутимое влияние (в размере около 6 млрд евро) оказало завершение сделки с Navistar в июле 2021 года. Также в третьем квартале в пользу акционеров Volkswagen Group были распределены дивиденды в размере 2,4 млрд евро. Концерн подтверждает свой прогноз в отношении операционной рентабельности продаж на 2021 год – 6,0-7,5%.

Председатель правления Volkswagen Group д-р Герберт Дисс: «Результаты за третий квартал служат очередным напоминанием того, что мы должны добиваться повышения производительности в массовом автомобильном сегменте. Мы намерены удерживать свои позиции по отношению как к давним, так и к новым конкурентам, а также осуществлять преобразования в направлении климатически нейтральной цифровой мобильности в рамках нашей стратегии NEW AUTO».

Стратегия NEW AUTO концерна Volkswagen, представленная в июле 2021 года, строится на сочетании сильных брендов в массовом, премиальном и спортивном сегментах и глобальных технологических платформ. Целью данной стратегии является достижение экономии за счет масштабов производства и синергетических эффектов к 2030 году. В том числе, в рамках стратегии запланирован запуск мехатронной платформы, внедрение стандартизированной операционной системы, переход на использование унифицированных элементов аккумуляторных батарей, а также создание платформы для решений в области мобильности, предлагаемых концерном. Реализация последней из обозначенных задач будет ускорена благодаря запланированному сотрудничеству с Europcar, о котором было объявлено 28 июля 2020 года. Финансирование преобразований будет осуществляться за счет широкого комплекса мер по снижению постоянных и материальных затрат, повышению производительности труда при производстве, а также увеличению оборотного капитала. Кроме того, главную производственную площадку в Вольфсбурге ожидает трансформация в соответствии с изменившейся конкурентной ситуацией на основе проекта марки Volkswagen под названием Trinity: в рамках него завод ожидают технические преобразования, сопровождаемые модернизацией завода в целом.

Д-р Арно Антлиц (Arno Antlitz), член правления Volkswagen Group, ответственный за финансы, отметил: «Учитывая последовавшую за рекордными результатами первой половины года нехватку полупроводников в третьем квартале, мы пришли к однозначному выводу, что концерн еще не достиг необходимого уровня устойчивости к колебаниям загрузки производственных мощностей. Сложившаяся ситуация ясно демонстрирует нам необходимость в продолжении работы по улучшению структуры издержек во всех сферах деятельности Volkswagen Group. Для реализации стратегии NEW AUTO в соответствии с планом и обеспечения финансирования трансформации концерна Volkswagen по направлению электрической мобильности и цифровизации собственными силами, нам необходимы решительные усовершенствования».

Существенное снижение объемов операционной деятельности в третьем квартале в связи с дефицитом полупроводников

Спрос на популярные модели марок, входящих в состав Volkswagen Group, остается высоким. По состоянию на конец сентября, только на домашнем рынке концерна, в Западной Европе, количество заказов на легковые автомобили превысило 1 млн, причем 17% заказов приходится на электромобили. При этом в третьем квартале нехватка полупроводников привела к резкому снижению объема поставок автомобилей (-24,4%) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Особенное влияние это оказало на четыре марки массового сегмента, поэтому за период с июля по сентябрь они понесли операционные убытки. В противоположность этому деятельность подразделения финансовых услуг активно развивалась и, по состоянию на третий квартал, его операционная прибыль составила 1,5 млрд евро. Помимо прочего, на результаты подразделения оказали влияние рост объема продаж подержанных автомобилей и положительная динамика в плане хеджирования ценовых рисков.

Несмотря на текущую ситуацию с поставками полупроводников, концерн успешно продолжает свое глобальное наступление в сегменте электромобилей. В третьем квартале клиентам было передано 122 100 электромобилей (BEV), что почти в два раза (+109%) превышает показатель за аналогичный период прошлого года. Доля электромобилей, построенных на модульной платформе MEB, в третьем квартале выросла до 69% от всех реализованных концерном электромобилей в мире. По результатам девяти месяцев 2021 года, обладателями новых электромобилей марок Volkswagen Group стали 293 100 клиентов (+138% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Сохраняется высокий спрос и на гибридные модели (PHEV): их продажи за девять месяцев 2021 года составили 246 000 автомобилей, что более чем вдвое больше (+133%), чем за аналогичный период прошлого года.

В частности, стремительно растет рынок электромобилей в Китае: в период с июля по сентябрь концерн Volkswagen передал местным клиентам 28 900 электромобилей, и это при том, что за всю первую половину года объем их продаж составил 18 300 автомобилей. В новых городских салонах продаж электромобилей линейки ID. отмечается повышенная посещаемость и конверсия продаж по сравнению с классическими дилерскими центрами. В настоящий момент открыто более 60 подобных салонов, и ожидается, что к концу года их количество вырастет до 170. Целью концерна в текущем году остаются продажи электромобилей линейки ID. в Китае в объеме 80 000-100 000 автомобилей, в зависимости от ситуации с доступностью полупроводников.

Результаты концерна Volkswagen по итогам девяти месяцев 2021 года остаются стабильными после успешных первых шести месяцев

По состоянию на конец сентября глобальные поставки автомобилей марок Volkswagen Group выросли на 6,9% до 7,0 миллионов автомобилей (6,5 млн автомобилей годом ранее). Доля концерна Volkswagen на мировом рынке легковых автомобилей снизилась на 0,9% до 12,1% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. В то время как в Европе и Северной Америке Volkswagen Group удалось увеличить свою долю рынка, в Китае, крупнейшем для компании едином рынке, ситуация значительно ухудшилась в связи с дефицитом полупроводников, что привело к сокращению доли концерна Volkswagen, несмотря на наличие высокого спроса.

Увеличение объема продаж, особенно в сегменте высокомаржинальных автомобилей, привело к существенному росту выручки концерна – на 20% до 186,6 млрд евро (155,5 млрд евро за аналогичный период прошлого года). Операционная прибыль до вычета особых статей расходов выросла на 11,8 млрд евро до 14,2 млрд евро, что превышает операционную прибыль концерна за весь предыдущий год, на показатели которого отрицательно повлияла пандемия коронавируса. Операционная рентабельность до вычета особых статей расходов достигла стабильного уровня в 7,6%. Рост прибыли главным образом обусловлен увеличением объема продаж автомобилей, совершенствованием модельного ряда, более эффективным ценовым позиционированием, а также положительным влиянием оценки эффективности хеджирования рисков для сырьевых активов. Единовременные расходы на реструктуризацию, связанные с сегментом грузовых автомобилей и автобусов марки MAN в размере 0,7 млрд евро негативно повлияли на финансовые результаты. Показатели прибыли до и после вычета налогов также увеличились до 14,2 млрд евро (2,3 млрд евро за первые три квартала 2020 года) и 11,4 млрд евро (1,7 млрд евро за аналогичный период прошлого года) соответственно. Прибыль в расчете на одну привилегированную акцию достигла 21,71 евро (2,79 евро годом ранее).

Показатели эффективности денежных потоков и чистой ликвидности автомобильного подразделения снизились в третьем квартале в связи с приобретением Navistar

Автомобильное подразделение после девяти месяцев года отчиталось о чистом потоке денежных средств в размере 7,2 млрд евро (1,4 млрд евро по итогам девяти месяцев 2020 года). Приобретение Navistar отразилось убытком в 2,6 млрд евро в третьем квартале, поэтому показатель чистого потока денежных средств за этот период составил -3 млрд евро. После вычета расходов на слияния и поглощения, а также расходов, связанных с ситуацией вокруг дизельных двигателей, размер чистого потока денежных средств за первые три квартала составил 12,4 млрд евро (4,5 млрд евро годом ранее). Несмотря на влияние, которое нехватка полупроводников оказала на оборотный капитал, скорректированный поток денежных средств за третий квартал 2021 года достиг уровня 33 млн евро. Показатель чистой ликвидности автомобильного подразделения по состоянию на конец сентября остается стабильно высоким (25,6 млрд евро), несмотря на закономерное снижение в третьем квартале, вызванное, в частности приобретением Navistar (общий эффект от данной сделки достиг примерно 6 млрд евро) и выплатой дивидендов акционерам Volkswagen Group. По состоянию на конец первого полугодия данный показатель составлял 35 млрд евро.

Объем инвестиций в исследования и разработки за три квартала 2021 года вырос до 11,4 млрд евро (10,2 за аналогичный период 2020 года) в связи с необходимостью разработки новых, ориентированных на будущее моделей, технологий и программного обеспечения. Объем затрат на исследования и разработки в текущем году уменьшился до 7,5% по сравнению с 8,1% за аналогичный период прошлого года в связи со снижением выручки из-за пандемии. Повышение эффективности инвестирования и возросшая степень взаимодействия между марками концерна Volkswagen привели к значительному прогрессу в области капитальных затрат. Данный показатель снизился на 8,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 5,9 млрд евро (6,4 млрд евро годом ранее). Соотношение инвестиций в основной капитал и выручки существенно снизилось до 3,9% (5,1% за первые девять месяцев 2020 года)

Прогноз на 2021 год

Концерн Volkswagen вносит корректировки в свой прогноз по ключевым показателям эффективности, учитывая результаты коммерческой деятельности за первые девять месяцев года и завершение сделки по приобретению Navistar.

Для всей отрасли возрастает риск возникновения дефицита полупроводников и связанных с этим перебоев в их поставках. Отрицательное воздействие данного фактора особенно заметно начиная со второй половины 2021 года. Соответственно, концерн снижает свой прогноз по поставкам автомобилей и ожидает, что в 2021 году с учетом непростых рыночных условий их объем будет соответствовать аналогичному показателю предыдущего года. Данный прогноз основывается на предположении, что распространение пандемии коронавируса удастся сдержать, и в нем также учитывается ожидаемое ухудшение ситуации с поставками в связи с дефицитом полупроводников. Прогнозируются сложности в связи с экономической ситуацией, усилением конкуренции, колебаниями цен на товарном и валютном рынках, сбоями в цепочках поставок и ужесточением экологических требований в части осуществления контроля за соблюдением нормативов токсичности отработавших газов. Ожидается, что в 2021 году выручка Volkswagen Group от продаж окажется значительно выше показателя прошлого года. При этом, что касается операционных результатов до и после вычета особых статей расходов, концерн Volkswagen все еще ожидает достижения операционной рентабельности продаж на уровне 6,0%-7,5%, как упоминалось в прогнозе, опубликованном в середине года.


КОНЦЕРН VOLKSWAGEN Третий квартал Первые три квартала
2021 2020 % 2021 2020
Данные по объему1, тыс.
Передано автомобилей клиентам 1 973 2 612 -24,4 6 951 6 505 + 6,9
Объем продаж автомобилей 1 805 2 575 -29,9 6 466 6 311 + 2,5
Объем производства автомобилей 1 586 2 445 -35,1 6 098 6 107 -0,1
Количество сотрудников (на 30 сентября 2021 года / 31 декабря 2020 года) 674,8 662,6 + 1,9
Финансовые данные (МСФО), млн евро
Выручка от продаж 56 931 59 355 -4,1 186 599 155 486 + 20,0
Результат операционной деятельности (без учета особых статей расходов) 2 798 3 183 -12,1 14 157 2 380 x
Операционная рентабельность продаж (без учета особых статей расходов) (%) 4,9 5,4 7,6 1,5
Особые статьи расходов -203 - X -203 -687 -70,4
Результат операционной деятельности 2 595 3 183 -18,5 13 953 1 693 X
Операционная рентабельность продаж (%) 4,6 5,4 7,5 1,1
Прибыль до вычета налогов 3 079 3 606 -14,6 14 232 2 254 X
Рентабельность продаж до вычета налогов (%) 5,4 6,1 7,6 1,4
Прибыль после вычета налогов 2 903 2 751 + 5,6 11 357 1 731 X
Автомобильное подразделение2
Совокупные затраты на исследования и разработки, млн евро 3 665 3 496 + 4,8 11 401 10 191 + 11,9
Доля НИОКР (%) 8,0 7,2 7,5 8,1
Денежные потоки от операционной деятельности, млн евро 3 615 10 162 -64,4 22 703 13 171 + 72,4
Денежные потоки от инвестиционной деятельности, приходящиеся на операционную деятельность3, млн евро 6 586 3 938 + 67,2 15 483 11 754 + 31,7
из которых капитальных затрат, млн евро 2 114 2 292 -7,8 5 891 6 422 -8,3
Капитальные затраты / выручка от продаж (%) 4,6 4,7 3,9 5,1
Чистый поток денежных средств, млн евро -2 971 6 224 X 7 220 1 418 X
Чистая ликвидность на 30 сентября, млн евро 25 642 24 848 + 3,2


1В данные по объему включены показатели, представленные в неконсолидированной финансовой отчетности китайских совместных предприятий. Показатели этих компаний учитываются с использованием метода долевого участия. Данные по поставкам за предыдущий год обновлены для отражения последующих статистических трендов.

2Включая распределение консолидационных корректировок между автомобильным подразделением и подразделением финансовых услуг.

3Без учета затрат на поглощения и инвестиции в акционерный капитал: третий квартал – 3 670 млн евро (3 754 млн евро за аналогичный период 2020 года), первые три квартала – 11 029 млн евро (10 657 млн евро за первые девять месяцев 2020 года)