13-07-2021

Стратегия NEW AUTO: концерн Volkswagen намерен раскрыть свой потенциал в сфере автономной электрической мобильности

  • Концерн Volkswagen представляет стратегию развития до 2030 года под названием NEW AUTO
  • Сочетание сильных брендов, масштабируемых технологических платформ и новых услуг обеспечит синергетический эффект, а также создаст дополнительные источники доходов и позволит разработать будущие модели увеличения прибыли
  • Повышенный (с 7-8% до 8-9%) прогнозируемый уровень операционного дохода в 2025 году послужит основой для следующего этапа планирования
  • Концерн Volkswagen подписал соглашение с компанией Gotion High-Tech о развитии производства элементов АКБ в Германии, а также подтвердил возможность строительства третьей гигафабрики в Испании
  • «Автомобили и средства индивидуальной мобильности ждет большое будущее, — отметил д-р Герберт Дисс (Herbert Diess), председатель правления Volkswagen Group. — Концерн Volkswagen со своими инновационными марками и самыми современными платформами готовится сыграть важную роль в новом мире мобильности».

Volkswagen представил план по преобразованию концерна в сфокусированного на программном обеспечении поставщика мобильности, в рамках которого намерен ориентироваться на собственные сильные бренды и глобальные технологические платформы. Это обеспечит синергетический эффект, позволит расширить масштаб бизнес-операций, а также разработать новые модели увеличения прибыли. «Мы поставили перед собой стратегическую цель стать лидером глобального электромобильного рынка и успешно движемся в этом направлении. «Настало время задать новые параметры, — сказал Герберт Дисс, председатель правления Volkswagen Group, во время презентации стратегии NEW AUTO, рассчитанной на срок до 2030 года. — Следующим гораздо более радикальным изменением, основанным на программном обеспечении, станет переход к более безопасным, интеллектуальным и, в конечном счете, полностью автономным автомобилям. Для нас это значит, что технологии, скорость и масштабируемость как никогда будут иметь важное значение. Автомобили ждет большое будущее!»

Стратегия NEW AUTO: концерн Volkswagen намерен раскрыть свой потенциал в сфере автономной электрической мобильности

Концерн Volkswagen устанавливает новые приоритеты по использованию возможностей, открывающихся в эпоху электромобилей и цифровых технологий. При этом экологическая безопасность и снижение объема выбросов вредных веществ являются неотъемлемыми частями новой стратегии. К 2030 году Volkswagen Group планирует на 30% сократить углеродный след в расчете на один автомобиль в течение всего его жизненного цикла (по сравнению с показателями за 2018 год) в соответствии с Парижским соглашением по климату. Ожидается, что за тот же период доля электромобилей в общем объеме производства концерна вырастет до 50%, а к 2040 году почти 100% всех новых автомобилей марок концерна Volkswagen на основных рынках будут иметь нулевые уровни выбросов вредных веществ. Не позднее 2050 года концерн намерен полностью нейтрализовать негативное влияние своей деятельности на окружающую среду.

Ожидается, что фокус моделей увеличения прибыли и доходов будет постепенно сдвигаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) к электромобилям, а затем источниками прибыли и доходов станут программное обеспечение и услуги мобильности, чему будет способствовать увеличение популярности систем автономного вождения. В ближайшие 10 лет рынок ДВС сократится более чем на 20%. По прогнозам, в это же время объем продаж электромобилей будет быстро расти, и они займут лидирующее положение в структуре продаж концерна. К 2030 году объем продаж решений на основе программного обеспечения составит около 1,2 трлн евро — почти треть от ожидаемого объема продаж автомобилей с ДВС и электромобилей. Это более чем в два раза увеличит общий объем рынка средств мобильности с сегодняшних 2 трлн евро до прогнозируемых 5 трлн евро. Ожидается, что средства обеспечения индивидуальной мобильности на основе автомобилей по-прежнему будут составлять 85% рынка и бизнеса концерна Volkswagen.

Бизнес по производству автомобилей с ДВС отличается устойчивой прибыльностью и генерирует значительные денежные потоки. Поэтому именно он будет финансировать и ускорять переход на электромобили. Ожидается, что упорядоченное наращивание мощностей, обусловленное более низкими затратами на изготовление АКБ и производственными расходами, а также увеличением масштабов производства, повысит маржу электромобильного сегмента. Более высокие затраты, связанные с выбросами вредных веществ и необходимостью соответствия требованиям Eвро-7, а также высокие налоги, вероятно, еще больше снизят маржу сектора автомобилей с ДВС. Паритета маржи двух секторов предполагается достичь в ближайшие два-три года.

В соответствии с новым стратегическим подходом концерн Volkswagen повысил прогнозируемый уровень операционного дохода в 2025 году с изначальных 7-8% до 8-9%. Свой 70-й цикл планирования в ноябре 2021 года концерн будет проводить на основе нового показателя.

«Мы намерены развернуть лидирующие в отрасли платформы на основе наших сильных брендов, чтобы увеличить масштабы и получить еще больше преимуществ в будущем, — отметил д-р Арно Антлиц (Arno Antlitz), член правления Volkswagen Group, ответственный за финансы. — Масштабируя платформы для электромобилей, мы собираемся разработать ведущий стек программного обеспечения для автомобильной промышленности. И мы продолжим инвестировать в системы автономного вождения и услуги по обеспечению мобильности. Во время этого перехода наш надежный бизнес по производству автомобилей с ДВС поможет генерировать прибыль и денежные потоки».

Концерн Volkswagen уже выделил 73 миллиарда евро на развитие будущих технологий с 2021 по 2025 год. Это 50% от общего объема запланированных инвестиций. При этом концерн продолжит увеличивать долю инвестиций в электрификацию модельных рядов и цифровизацию. Volkswagen Group также продолжит повышать эффективность своей работы и уже приближается к достижению намеченной на следующие два года цели по снижению постоянных расходов на 5%. Концерн Volkswagen также стремится снизить материальные издержки еще на 7% и оптимизировать свой бизнес по производству автомобилей с ДВС за счет уменьшения количества моделей, сокращения ассортимента силовых агрегатов и улучшения ценовой структуры.

Беспрецедентная платформенная модель для масштабирования будущих технологий

Комплексный подход на основе четырех ключевых технологических платформ позволит концерну Volkswagen получить беспрецедентный синергетический эффект для всех марок пассажирских и легких коммерческих автомобилей, а также может быть частично использован для грузовых автомобилей. Ожидается, что этот эффект будет возникать во многих областях: от универсальной архитектуры электромобилей до глобальной программной платформы CARIAD, масштабного собственного производства элементов АКБ и батарей, вплоть до платформы мобильности, эффективно объединяющей целый ряд услуг.

Мехатроника — инструмент для расширения портфеля программных услуг

SSP (Scalable Systems Platform), мехатронная платформа концерна Volkswagen следующего поколения, со временем позволит значительно снизить сложность процессов. Как преемник платформ MQB, MSB, MLB, а также MEB и PPE, она позволит перейти от трех платформ для автомобилей с ДВС к двум платформам для электромобилей, а затем и к единой унифицированной архитектуре для всего портфеля продуктов. С 2026 года концерн планирует запустить производство полностью электрических автомобилей на базе платформы SSP. Это следующее поколение автомобилей будет полностью электрическим, цифровым и будет поддерживать высокий уровень масштабируемости. Прогнозируется, что в течение жизненного цикла этой платформы будет выпущено более 40 миллионов автомобилей. Как и платформа MEB сегодня, платформа SSP будет открыта для использования другими автопроизводителями.

Для расширения возможностей и ускорения разработки своей мехатронной платформы концерн инвестирует около 800 млн евро в новый центр исследований и разработок в Вольфсбурге, где будет создаваться ядро платформы SSP и ее модули.

«Внедряя платформу SSP, мы используем наши сильные стороны в области управления платформами и существующие возможности для максимального усиления синергетического эффекта по всем сегментам и маркам, — отметил Маркус Дюсманн (Markus Duesmann), генеральный директор марки Audi. — В долгосрочной перспективе платформа SSP значительно снизит сложность в области мехатроники. Таким образом, она поможет концерну не только снизить капитальные затраты, расходы на НИОКР и удельные затраты по сравнению с платформами MEB и PPE, или же достичь своих финансовых целей. Она приобретет особую важность для решения будущих задач в области разработки автомобилей, поскольку они становятся все более ориентированными на программное обеспечение».

Программное обеспечение — цельная глобальная программная платформа для развития систем интеллектуального и автономного вождения

Программное обеспечение позволит легко интегрировать стратегию NEW AUTO в цифровую жизнь клиентов концерна, а также добиться значительной экономии за счет масштабов производства. Компания CARIAD, занимающаяся разработкой программного обеспечения для марок, входящих в Volkswagen Group, стремится к 2025 году создать ведущую программную платформу, которая станет единой программной основой для всех автомобилей концерна. В настоящее время компания работает над тремя программными платформами: E3 1.1 поддерживает модернизацию и обновление по беспроводной сети для программного обеспечения автомобилей на платформе MEB, включая модели Volkswagen ID.4, SKODA ENYAQ или CUPRA Born. В 2023 году CARIAD выпустит программную платформу премиум-класса 1.2 (E3 1.2). Она позволит реализовать множество функциональных возможностей, включая новую унифицированную информационно-развлекательную систему и обновления по беспроводной сети для автомобилей Audi и Porsche. В 2025 году CARIAD планирует запустить унифицированную масштабируемую программную платформу и сквозную архитектуру электроники.

Программный стек 2.0 (E3 2.0) будет включать единую операционную систему для автомобилей всех марок концерна. Еще одной ключевой особенностью станет поддержка четвертого уровня автономности транспортного средства, что позволит клиентам полностью передать автомобилю рулевое управление.

«Программное обеспечение играет решающую роль в преобразовании Volkswagen Group из просто автомобильной компании в интегрированный концерн по обеспечению мобильности. К 2030 году программное обеспечение на основе систем автоматизированного вождения может стать основным источником дохода в нашей отрасли», — отметил Дирк Хильгенберг (Dirk Hilgenberg), генеральный директор CARIAD. Новая унифицированная программная платформа 2.0 для бортового сетевого подключения и программное обеспечение, которое будет внедрено в рамках концерна вместе с платформой SSP, откроют путь к созданию совершенно новой экосистемы, а, значит, и новых бизнес-моделей, основанных на данных.

Анализ огромных массивов оперативных данных, собираемых системами автономного вождения с постоянным подключением к сетевой инфраструктуре, позволит непрерывно модернизировать автопарк концерна, добавляя новые функции и услуги, отвечающие потребностям клиентов в области мобильности. Применение этого метода, который в Volkswagen Group называют Big Loop Process, в отношении миллионов автомобилей значительно расширит жизненный цикл продукции концерна. К 2030 году до 40 миллионов автомобилей различных марок будут работать под управлением программных платформ концерна.

Инфраструктура для АКБ и систем зарядки как ключевой фактор раскрытия потенциала стратегии NEW AUTO

Собственные технологии производства АКБ, инфраструктура для зарядки и энергетические услуги являются ключевыми факторами успеха в новом мире мобильности. Так, к 2030 году энергетика станет одной из основных сфер деятельности Volkswagen Group, а два основных направления — элементы и системы АКБ, а также системы подзарядки и энергия — будут объединены в рамках нового технологического подразделения концерна.

Концерн Volkswagen планирует создать полностью контролируемую цепочку поставок АКБ путем налаживания новых партнерских отношений и проработки всех соответствующих аспектов — от сырья до переработки. Цель концерна — сформировать наиболее экологичный и экономически эффективный способ производства АКБ на основе замкнутого цикла в цепочке создания стоимости.

Для этого концерн Volkswagen расширяет свои возможности в области производства АКБ, снижая при этом сложность их проектирования. Компания внедряет единый унифицированный формат ячейки АКБ, который позволит снизить затраты до 50% и покрыть до 80% сценариев использования к 2030 году. Шесть гигафабрик общей производственной мощностью 240 ГВт·ч, которые будут развернуты в Европе к 2030 году, помогут обеспечить поставки АКБ.
Первая фабрика в шведском городе Шеллефтео будет работать под управлением компании Northvolt AB. Концерн Volkswagen только что инвестировал дополнительные 500 млн евро в своего партнера по производству элементов АКБ премиум-класса. Запустить производство планируется в 2023 году.

Что касается второго предприятия в немецком городе Зальцгиттере, концерн Volkswagen подписал соглашение с китайской компанией Gotion High-Tech, у которой есть большой опыт работы в области производства элементов АКБ. В рамках данного соглашения производство будет запущено в 2025 году. Вместе партнеры будут разрабатывать и развивать массовый сегмент унифицированных ячеек АКБ на заводе в Германии.

Третий завод концерн Volkswagen намерен построить в Испании, сделав этот регион стратегической основой для реализации кампании по продвижению электромобильных технологий. Volkswagen Group также рассматривает возможность развертывания в этой стране полноценной цепочки создания ценности электромобилей. В рамках более крупной программы трансформации подобная локализация обеспечит поставки для запланированного в Испании производства электромобилей. Концерн Volkswagen совместно со стратегическим партнером в настоящий момент изучает возможность постройки гигафабрики. Предполагается, что на последнем этапе расширения производства в конце этого десятилетия годовая выработка гигафабрики составит 40 ГВт·ч. Вместе с этим с 2025 года в Испании начнется производство семейства компактных электромобилей. Окончательное решение будет зависеть от общих условий и государственных субсидий.

Volkswagen Group также намерен предложить клиентам комплексное решение, которое будет включать в себя целый ряд компонентов — от оборудования для зарядки до услуг по регулированию энергопотребления. В конечном итоге концерн планирует создать полноценную экосистему решений для зарядки и энергоснабжения, которая обеспечит удобство зарядки для клиентов и откроет новые возможности для развития бизнеса. Эти технологии и услуги станут основными направлениями деятельности концерна Volkswagen.

Кроме того, опираясь на ранние успешные проекты, такие как CAMS в Китае или Electrify America в США, Volkswagen Group планирует развивать общественную инфраструктуру для зарядки в Азии, Европе и Соединенных Штатах.

Electrify America объявила о планах к 2025 году более чем в два раза расширить инфраструктуру для зарядки электромобилей в США и Канаде, доведя число станций быстрой зарядки до 1 800, а точек зарядки — до 10 000. Эта инициатива позволит развернуть дополнительные зарядные станции мощностью 150 и 350 кВт, обеспечивающие максимально доступную на сегодняшний день скорость зарядки, и будет способствовать распространению электромобилей в Северной Америке.

В это же время концерн Volkswagen заключил новые партнерские соглашения с компаниями BP, Iberdrola и Enel, чтобы предоставить европейским клиентам возможность удобной зарядки своих транспортных средств. Volkswagen Group и Enel X объявили о создании совместного предприятия с целью популяризации электромобилей в Италии. Это предприятие будет управлять сетью собственных зарядных станций высокой мощности (HPC), в рамках которой к 2025 году будет развернуто более 3 000 точек зарядки мощностью до 350 кВт каждая.
В общей сложности концерн Volkswagen установит 18 000 подобных станций в Европе, 17 000 — в Китае и 10 000 — в США и Канаде.

«Контроль концерна Volkswagen над цепочкой поставок АКБ позволит нам самостоятельно управлять самым большим блоком затрат, предлагать клиентам лучшие и наиболее экологически безопасные аккумуляторы и добиваться успеха в электромобильном сегменте, — отметил Томас Шмалль (Thomas Schmall), глава Volkswagen Group Components. — Электромобили превратятся в мобильные аккумуляторы, которые можно будет полностью интегрировать в энергосеть посредством двунаправленной зарядки. Это позволит нам получить дополнительную прибыль на энергетическом рынке к 2030 году».

Системы автономного вождения коренным образом изменят рынок решений для мобильности

К 2030 году Volkswagen Group будет обладать системными возможностями для создания парка автономных шаттлов, часть из которых будет находиться в его собственности — таким образом, концерн будет расширять спектр предлагаемых услуг в области мобильности и финансирования. Полностью автономная мобильность как услуга и транспорт как услуга станут неотъемлемой частью стратегии NEW AUTO. Цепочка ценности состоит из четырех бизнес-направлений: системы автономного вождения, ее интеграции в транспортные средства, управления автопарком и платформ мобильности.

Концерн Volkswagen достаточно далеко продвинулся в области разработки системы автономного вождения для шаттлов вместе со своим стратегическим партнером ARGO AI. CARIAD разработает функциональные возможности для автономного вождения четвертого уровня для легковых автомобилей. Таким образом, концерн сможет создать самую большую нейронную сеть транспортных средств в мире.

В рамках пилотных проектов в Мюнхене концерн Volkswagen тестирует первые автономные автобусы и планирует реализовать аналогичные проекты в других городах Германии, Китая и США. В 2025 году Volkswagen Group планирует предложить первые услуги в сфере автономной мобильности в Европе, а вскоре — и в США. У будущих моделей увеличения прибыли большие перспективы: как ожидается, к 2030 году общий рынок мобильности как услуги только на пяти крупнейших европейских рынках составит 70 млрд долларов США.

В ближайшие годы одна платформа объединит в себе все решения в области мобильности, предлагаемые концерном и его марками. Это позволит Volkswagen Group получить значительную долю рынка и дополнительные источники доходов. Единый автопарк, предлагающий различные услуги — от аренды и подписки до каршеринга и быстрого вызова такси, — обеспечит высокую доступность, загрузку и прибыльность.

«К концу десятилетия технологии автономного вождения полностью изменят мир мобильности, — отметил Кристиан Зенгер (Christian Senger), технический директор марки Volkswagen Коммерческие автомобили. — Вместе с ARGO AI мы разрабатываем ведущую в отрасли систему автономного вождения, которая позволит нам предлагать совершенно новые услуги мобильности и автономного транспорта. Volkswagen Group нацелен на значительную долю рынка и рассчитывает на дополнительные источники дохода в этом важном будущем сегменте бизнеса».

«Концерн Volkswagen стремится к достижению большого конкурентного преимущества в области решений для мобильности, — добавил Кристиан Дальхайм (Christian Dahlheim), руководитель направления продаж Volkswagen Group. — Мы сможем предлагать услуги напрямую нашим клиентам или сотрудничать с партнерами, в зависимости от ситуации на рынке. Единый автопарк для всех типов услуг позволит нам работать максимально эффективно. Кроме того, наша будущая платформа средств мобильности объединит все предложения концерна и марок в этой области и тем самым повысит удобство использования для клиентов».

Европа, Китай и США останутся основными целевыми рынками концерна

Volkswagen Group уже создал прочную основу для развития бизнеса на двух домашних рынках — в Европе и Китае. Следующим направлением, на котором концерн планирует увеличить свою долю рынка, станет Северная Америка.

Ожидается, что Китай, где Volkswagen Group является давним лидером рынка с высокими показателями прибыльности, будет играть решающую роль в успехе стратегии NEW AUTO. С помощью моделей Volkswagen ID.4, ID.6 и готовящейся к выпуску модели ID.3 концерн Volkswagen вместе со своими партнерами быстро расширит портфель электромобилей и перепрофилирует новое совместное предприятие по производству автомобилей на «новой энергии» Volkswagen Anhui в локальный центр для поддержки платформы SSP. Речь в том числе и о центре исследований и разработок, который в настоящее время находится на этапе строительства. Концерн Volkswagen также продолжит привлекать локальных специалистов и ресурсы: уже сегодня в Китае около 1000 инженеров-программистов работают в CARIAD.

Что касается рынка США, для Volkswagen Group наступило самое подходящее время, чтобы значительно увеличить свою долю на нем. «План администрации Байдена по развитию рынка электромобилей предоставляет нам уникальную возможность начать с более выгодной позиции, чем у конкурентов: мы уже развернули открытую инфраструктуру для зарядки по всей территории США и инвестировали средства в переход завода в Чаттануге на производство электромобилей», — отметил д-р Герберт Дисс. Концерн Volkswagen предлагает широкий спектр привлекательных моделей электромобилей, адаптированных для рынка США, включая уже пользующуюся спросом Volkswagen ID.4 и готовящуюся к выпуску ID. BUZZ. Таким образом, Volkswagen Group имеет все возможности для активного участия в развитии рынка электрификации.

Трансформация навыков персонала

В настоящий момент половина из 660 000 сотрудников концерна Volkswagen занята на производстве традиционных автомобилей с ДВС, однако в течение ближайших 10 лет концерн реализует комплексную программу перепрофилирования персонала. Правление Volkswagen Group тесно сотрудничало с производственным советом, чтобы обеспечить ответственный подход к своим сотрудникам в переходный период, предоставляя ресурсы для профессиональной переподготовки и получения навыков работы с программными решениями. Концерн Volkswagen уже привел свои предприятия в Германии в соответствие с будущими требованиями, преобразовав свой бизнес, связанный с компонентами, и превратив завод в Цвиккау в центр электрической мобильности. Проведение аналогичных преобразований запланировано на предприятиях в Эмдене и Ганновере.