26-02-2021

В 2020 году концерн Volkswagen продемонстрировал финансовые результаты выше ожидаемых и ускорил процесс трансформации бизнеса

  • Эффективное антикризисное управление, быстрое восстановление на ключевом рынке Китая и упор на сегменты премиальных и финансовых услуг стали основными факторами достижения высокой производительности и успешного преодоления последствий пандемии коронавируса
  • Выручка концерна от продаж составила 222,9 млрд евро (—11,8%) при снижении их объема на 16,4%
  • Несмотря на беспрецедентные обстоятельства, связанные с пандемией коронавируса, включая меры по реструктуризации на сумму 0,5 млрд евро, операционная прибыль компании без учета особых статей расходов достигла показателя в 10,6 млрд евро (—45,0%)
  • Тщательно проработанная бизнес-модель и строгое управление оборотным капиталом обеспечили стабильный чистый поток денежных средств автомобильного подразделения в размере 6,4 млрд евро (10,8 млрд в 2019 году); чистая ликвидность в течение года находилась на стабильном уровне и достигла 26,8 млрд евро (21,3 млрд евро годом ранее)
  • Правление и наблюдательный совет предлагают установить дивиденды в прежнем размере: 4,80 евро на обыкновенную акцию и 4,86 евро на привилегированную; коэффициент выплаты дивидендов составит 29,0%
  • Согласно прогнозам на 2021 год ожидается заметный рост поставок при значительном увеличении выручки от продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; операционная рентабельность продаж составит 5,0–6,5%, при этом перед концерном стоит задача приблизиться к более высокому значению
В 2020 финансовом году концерн Volkswagen продемонстрировал результаты выше ожидаемых, несмотря на пандемию коронавируса. Благодаря принятию важных стратегических мер концерн ускоренными темпами идет по пути трансформации в технологическую компанию. Ключом к достижению высоких результатов и успешному преодолению последствий пандемии стали эффективное антикризисное управление, быстрое восстановление китайского рынка — крупнейшего рынка сбыта продукции концерна — и упор на сегмент премиальных и финансовых услуг. Выручка от продаж составила 222,9 млрд евро (—11,8%), и ее снижение было меньшим, нежели снижение объема продаж (—16,4%). Операционная прибыль без учета особых статей расходов, связанных с ситуацией вокруг дизельных двигателей, достигла показателя в 10,6 млрд евро (—45,0%), несмотря на пандемию коронавируса. Операционная рентабельность продаж без учета особых статей расходов составила 4,8% (по сравнению с 7,6% годом ранее). Тщательно проработанная бизнес-модель и строгое управление оборотным капиталом обеспечили стабильный чистый поток денежных средств автомобильного подразделения в размере 6,4 млрд евро (—41,3%). Чистая ликвидность автомобильного подразделения выросла на 25,9% и достигла внушительной суммы в 26,8 млрд евро. Правление и наблюдательный совет предлагают установить дивиденды в том же размере, что и ранее: 4,80 евро на обыкновенную акцию и 4,86 евро на привилегированную акцию. В результате этого коэффициент выплаты дивидендов составит 29,0% при стратегическом целевом уровне в 30%. Прибыль на обыкновенную акцию составила 16,60 евро (26,60 евро годом ранее), а прибыль на привилегированную акцию — 16,66 евро (26,66 евро в 2019 году).

Франк Виттер (Frank Witter), член правления Volkswagen Group, ответственный за финансы и ИТ, отметил: «Пандемия коронавируса привела к возникновению незнакомых нам ранее проблем. В прошлом году концерну удалось сдержать влияние пандемии на свой бизнес и в то же время заложить важные стратегические основы нашей трансформации. Полученные финансовые результаты оказались намного лучше, чем мы ожидали, и это наглядно продемонстрировало, на что способна наша компания даже в условиях кризиса. Мы намерены сохранить хорошую динамику второй половины 2020 года и в текущем году. А программы по снижению постоянных затрат и программы закупок позволят нам обеспечить стабильное развитие концерна в долгосрочной перспективе. Мы смотрим в будущее с оптимизмом и ставим перед собой задачу достичь верхнего значения целевого диапазона оперативного дохода Volkswagen Group».

В 2020 финансовом году концерн Volkswagen реализовал 9,2 млн автомобилей (—16,4%), увеличив свою долю на мировом рынке легковых автомобилей до 13,0% (12,9% годом ранее). В рамках глобальной программы по реализации электрических и гибридных моделей клиентам было передано 422 000 автомобилей — в три раза больше, чем в предыдущем году. Выручка от продаж составила 222,9 млрд евро. Снижение выручки на 11,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года было в основном вызвано снижением объемов продаж вследствие пандемии коронавируса. Тем не менее, операционная прибыль без учета особых статей расходов составила 10,6 млрд евро (19,3 млрд евро в 2019 году), что соответствует операционной рентабельности оборота без учета особых статей расходов в размере 4,8% (7,6% годом ранее). Помимо снижения объема продаж, неблагоприятными факторами стали последствия изменения обменных курсов и единовременные расходы на меры по реструктуризации в размере 0,5 млрд евро. К положительным факторам, повлиявшим на финансовые показатели Volkswagen Group, относится снижение постоянных затрат. Прибыль концерна до налогообложения составила 11,7 млрд евро (18,4 млрд евро годом ранее). Рентабельность продаж до вычета налогов снизилась до 5,2% (7,3% в 2019 году). Доля китайских совместных предприятий в операционной прибыли составила 3,6 млрд евро (4,4 млрд евро годом ранее).

Несомненно хорошим результатом стало обеспечение чистого потока денежных средств автомобильного подразделения в размере 6,4 млрд евро (10,8 млрд евро годом ранее), несмотря на пандемию. Снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года было вызвано, в частности, уменьшением прибыли и увеличением оттока денежных средств в связи с ситуацией вокруг дизельных двигателей. Именно поэтому одним из существенных факторов для достижения положительных результатов стало умение эффективно управлять запасами. Чистая ликвидность выросла до 26,8 млрд евро (21,3 млрд евро годом ранее), отчасти благодаря успешному размещению гибридных облигаций. Несмотря на снижение затрат автомобильного подразделения на исследования и разработки в абсолютном выражении, коэффициент НИОКР составил 7,6% (6,7% в 2019 году), что обусловлено значительным снижением выручки от продаж, связанным с пандемией. В результате сильного снижения капитальных вложений отношение капитальных затрат к выручке от продаж автомобильного подразделения снизилось до 6,1% (6,6% в предшествующем году).

Прогноз

Концерн Volkswagen ожидает, что при условии успешного сдерживания пандемии коронавируса объем поставок клиентам в 2021 году значительно увеличится по сравнению с предыдущим годом на фоне сохраняющейся непростой конъюнктуры рынка. Возможны сложности в связи с экономической ситуацией, усилением конкуренции, колебаниями цен на товарном и валютном рынках, сбоями в цепочках поставок и ужесточением экологических требований в части осуществления контроля за соблюдением нормативов токсичности отработавших газов. Volkswagen Group ожидает, что в 2021 году выручка от продаж концерна и бизнес-направления легковых автомобилей будет значительно выше, чем в предыдущем году. Что касается операционной прибыли концерна и бизнес-направления легковых автомобилей, по прогнозам, операционная рентабельность продаж в 2021 году составит 5,0–6,5%. Также ожидается, что операционная рентабельность продаж в сегменте коммерческих автомобилей составит 4,0–5,5% до принятия мер по реструктуризации на фоне значительного увеличения выручки от продаж в годовом исчислении. Кроме того, Volkswagen Group прогнозирует, что сегмент Power Engineering выйдет на точку безубыточности на фоне заметного снижения выручки от продаж по сравнению с предыдущим годом. Что касается подразделения финансовых услуг, по прогнозам концерна выручка от продаж будет существенно выше, чем в 2019 году, а результат операционной деятельности сохранится на том же уровне.

Volkswagen Group ожидает, что для автомобильного подразделения в 2021 году доля НИОКР составит около 7%, а отношение капитальных затрат к выручке от продаж — около 6%. Также прогнозируется, что в 2021 году отток денежных средств в связи с расходами в рамках ситуации с дизельными двигателями останется примерно на том же уровне, а эффект от слияний и поглощений будет значительно выше. Соответственно, по оценкам концерна чистый поток денежных средств будет находиться на уровне предыдущего года, а чистая ликвидность автомобильного подразделения может немного увеличиться в 2021 году. Кроме того, ожидается, что рентабельность инвестиций будет значительно выше минимальной нормы окупаемости капиталовложений.

В 2020 году концерн Volkswagen продемонстрировал финансовые результаты выше ожидаемых и ускорил процесс трансформации бизнеса

1В данные по объему включены показатели, представленные в неконсолидированной финансовой отчетности китайских совместных предприятий. Показатели этих компаний учитываются с использованием метода долевого участия. Данные по поставкам за предыдущий год обновлены для отражения последующих статистических трендов. 
2Включая распределение консолидационных корректировок между автомобильным подразделением и подразделением финансовых услуг.
3Без учета затрат на поглощения и инвестиции в акционерный капитал: 17,175 (19,182 годом ранее) млн евро.
4Прибыль до вычета налогов в виде процента от среднего собственного капитала