29-10-2020

Концерн Volkswagen возвращается к прибыльности

  • Контрмеры против пандемии Covid-19, принятые концерном Volkswagen во всем мире, дают результаты
  • По итогам девяти месяцев 2020 года объем поставок автомобилей составил 6,5 млн (8,0 млн, -18,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года); первое увеличение объема поставок в этом году зафиксировано в сентябре
  • Объем выручки от продаж концерна снизился на 16,7% до 155,5 млрд евро (186,6 млрд евро за январь-сентябрь 2019 года), демонстрируя постепенное снижение по сравнению с годом ранее
  • Операционный результат без учета особых статей расходов снова стал положительным и составил 2,4 млрд евро, что, однако, на 12,4 млрд евро ниже, чем в предыдущем году; основная причина – снижение объема продаж в связи со снижением уровня спроса
  • Прибыль концерна до вычета налогов составила 2,3 млрд евро (14,6 млрд евро годом ранее)
  • Размер положительного чистого потока денежных средств в автомобильном подразделении составил 1,4 млрд евро (8,6 млрд евро за первые девять месяцев 2019 года), что отразилось на нормализации оборотного капитала в третьем квартале. Объем чистой ликвидности подразделения вырос до 24,8 млрд евро; успешное размещение гибридных облигаций способствовало укреплению капитальной базы; в октябре была осуществлена выплата дивидендов в размере 2,4 млрд евро

Осуществление коммерческой деятельности концерна Volkswagen было значительно затруднено в первые девять месяцев 2020 года в связи с пандемией Covid-19, однако в третьем квартале было зафиксировано заметное восстановление позиций. В связи с этим снижение объема поставок, выручки от продаж и прибыли на конец сентября оказалось значительно более умеренным, чем за первое полугодие 2020 года. Контрмеры, предпринятые концерном Volkswagen во всем мире для сокращения затрат, обеспечения ликвидности и уменьшения объема средств, инвестированных в оборотный капитал, оказали такое же влияние, как и продолжающееся улучшение ситуации на ключевых рынках сбыта. Объем поставок клиентам за первые девять месяцев 2020 года сократился на 18,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 6,5 млн автомобилей (8,0 млн годом ранее). В результате выручка от продаж также снизилась на 16,7% до 155,5 млрд евро (186,6 млрд евро в январе-сентябре 2019 года). Благодаря возвращению к чистому положительному результату в третьем квартале операционный результат без учета особых статей расходов на конец сентября составил 2,4 млрд евро (14,8 млрд евро годом ранее). Существенное снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в первую очередь связано со снижением объемов продаж из-за резкого падения уровня потребительского спроса, особенно во втором квартале. Еще одной причиной стало неблагоприятное воздействие оценки справедливой стоимости производных финансовых инструментов, к которым не применяется учет хеджирования, а также влияние обменного курса. Эти факторы уравновешивает получение прибыли в неденежной форме от вклада компании Autonomous Intelligent Driving (AID) в совместное с компанией Ford предприятие по производству автомобилей с системой автономного вождения. Расходы по особым статьям, связанные с ситуацией вокруг дизельных двигателей, оказали влияние на операционную прибыль в размере -0,7 млрд евро (-1,3 млрд евро годом ранее). Прибыль концерна до вычета налогов снизилась до 2,3 млрд евро (14,6 млрд евро в январе-сентябре 2019 года), но, по сравнению с показателями за первое полугодие, стала положительной, что явно свидетельствует о позитивной динамике.

Автомобильное подразделение: чистый поток денежных средств снова становится положительным, наблюдается значительный рост чистой ликвидности

Контрмеры, предпринятые концерном Volkswagen в самом начале пандемии Covid-19 для сокращения затрат, обеспечения ликвидности и уменьшения объема средств, инвестированных в оборотный капитал, продолжили оказывать влияние на бизнес компании. В частности, систематическое проведение учета товарно-материальных запасов в значительной мере способствовало улучшению финансовых показателей. Размер чистого потока денежных средств автомобильного подразделения по итогам девяти месяцев года составил 1,4 млрд евро (8,6 млрд евро годом ранее) по сравнению с показателем в -4,8 млрд евро по состоянию на конец июня. Эта позитивная динамика также отражает нормализацию оборотного капитала в третьем квартале. В частности, в последнее время наблюдался значительный рост объема обязательств в связи с увеличением производства на основании растущего спроса. Объем чистой ликвидности автомобильного подразделения также существенно вырос по сравнению с показателем за январь-июнь 2020 года (18,7 млрд евро), составив весомые 24,8 млрд евро. Решение о распределении дивидендов в размере 2,4 млрд евро, принятое на ежегодном общем собрании акционеров 30 сентября, привело к оттоку денежных средств в начале четвертого квартала. Успешный выпуск гибридных облигаций способствовал укреплению капитальной базы в первом полугодии. Затраты на исследования и разработки (НИОКР) в период с января по сентябрь снизились на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 10,2 млрд евро (10,7 млрд в 2019 году). Однако коэффициент затрат на НИОКР вырос до 8,1% (6,8% годом ранее) из-за снижения выручки от продаж. Капитальные затраты автомобильного подразделения значительно сократились – на 21,6% – и составили 6,4 млрд евро (8,2 млрд евро в январе-сентябре 2019 года). Это позволило незначительно снизить соотношение капитальных затрат к объему выручки от продаж до 5,1% (5,2% годом ранее), несмотря на снижение выручки от продаж из-за пандемии. На протяжении всего этого процесса объем инвестиций в крупные будущие проекты, включая проекты по электрификации и цифровизации, сохранялся на высоком уровне.

Франк Виттер (Frank Witter), член правления Volkswagen AG, ответственный за финансы и ИТ, отметил: «В первые девять месяцев года пандемия Covid-19 продолжала оказывать серьезное влияние на операционную деятельность концерна Volkswagen. В то же время наблюдаемая в третьем квартале четкая тенденция к экономическому оживлению демонстрирует, насколько крепки позиции нашей компании. Нам удалось не только справиться с наиболее пагубными последствиями пандемии, но и вернуться к прибыльности. В этой сложной ситуации мы также смогли добиться значительного прогресса в реализации нашей стратегии, к примеру, за счет дальнейшего увеличения предложения в сфере электрической мобильности и укрепления нашей цифровой компетенции, а также за счет сохранения финансовой свободы, необходимой для значительных инвестиций в будущем. С оглядкой на будущий ход развития пандемии мы с осторожным оптимизмом можем предполагать, что в оставшиеся месяцы года нам удастся продолжить стабилизацию нашего бизнеса и поставить концерн Volkswagen на устойчивую и прочную основу в будущем».

Восстановление рынка продолжается: успешный третий квартал в условиях Covid-19

Из-за пандемии Covid-19 объем поставок концерна Volkswagen снизился на 18,7% в годовом исчислении и за первые девять месяцев составил 6,5 млн автомобилей (8,0 млн годом ранее). Однако с оглядкой на автомобильный рынок, который сокращался более быстрыми темпами, концерну удалось увеличить глобальную долю в сфере легковых автомобилей на 0,4 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув показателя в 13,0%. Как и ожидалось, в третьем квартале продолжилось восстановление рынка после резкого падения, которое наблюдалось, в частности, в начале второго квартала. Ключевым драйвером этого достижения стал Китай, крупнейший рынок сбыта для концерна, где объем поставок в период с июля по сентябрь вырос на 3% по сравнению с предыдущим годом. В мировом масштабе количество автомобилей, переданных покупателям в третьем квартале, было примерно таким же, как и в третьем квартале 2019 года (-1,1%). В сентябре объем глобальных поставок концерна впервые в этом году превысил уровень того же месяца 2019 года (+3,3%).

Оживление рынка и эффект от принятых контрмер оказали положительное влияние на финансовые показатели концерна Volkswagen в третьем квартале. Выручка от продаж в период с июля по сентябрь составила 59,4 млрд евро, что лишь незначительно, на 3,4%, меньше по сравнению с предыдущим годом (61,4 млрд евро). Как и ожидалось, операционный результат без учета особых статей расходов оказался ниже, чем в предыдущем году, однако составил 3,2 млрд евро (4,8 млрд евро годом ранее), что однозначно свидетельствует о положительной динамике.

Перспективы на 2020 год

Концерн Volkswagen ожидает, что в 2020 году объем поставок клиентам значительно сократится по сравнению с результатами предыдущего года из-за влияния пандемии Covid-19. Концерн прогнозирует сложности в связи с усилением конкуренции, колебаниями цен на товарном и валютном рынках и ужесточением экологических требований в части осуществления контроля за соблюдением нормативов токсичности отработавших газов. Ожидается, что в результате влияния пандемии Covid-19 сумма выручки Volkswagen AG от продаж окажется значительно ниже показателей предыдущего года. В целом концерн Volkswagen ожидает, что операционный результат за 2020 год с учетом и без учета особых статей расходов будет значительно ниже, чем в предыдущем году, однако динамика будет положительной.

В абсолютном выражении затраты на исследования и разработки (НИОКР), а также капитальные затраты в целом будут ниже, чем в 2019 году. По причине снижения выручки от продаж, связанного с падением уровня спроса, ожидается, что коэффициент затрат на НИОКР превысит показатель предыдущего года, однако предполагается, что отношение капитальных затрат к выручке от продаж останется на уровне предыдущего года. Вследствие сниженного потребительского спроса, осуществления дальнейших выплат в связи с ситуацией вокруг дизельных двигателей и оттока денежных средств в результате слияний и поглощений ожидается, что чистый поток денежных средств в 2020 году будет положительным, но значительно ниже показателя предыдущего года. Чистая ликвидность автомобильного подразделения, вероятно, останется примерно на уровне предыдущего года. Ожидается положительный коэффициент окупаемости инвестиций (ROI), который будет ниже показателя предыдущего года вследствие факторов, влияющих на прибыль, а также ниже установленной минимальной требуемой нормы прибыли на инвестированный капитал, равной девяти процентам.

Марки и подразделения концерна

Марка Volkswagen – легковые автомобили в период с января по сентябрь реализовала 1,9 млн автомобилей (2,8 млн годом ранее, -31,1%). Объем выручки от продаж составил 47,2 млрд евро (-27,9%). Операционный результат без учета особых статей расходов снизился до -1,0 млрд евро (3,2 млрд евро в январе-сентябре 2019 года). Принятие мер, направленных на снижение постоянных затрат и улучшение ценового позиционирования, не привело к реализации возможности компенсировать снижение объемов продаж вследствие пандемии Covid-19 и отрицательное влияние обменного курса. Расходы по особым статьям, связанным с ситуацией вокруг дизельных двигателей, составили -0,6 млрд евро (-0,7 млрд евро годом ранее).

Объем продаж марки Audi снизился до 682 000 автомобилей по всему миру за первые девять месяцев 2020 года (900 000 автомобилей за аналогичный период 2019 года). Еще 475 000 автомобилей Audi было реализовано через совместное китайское предприятие FAW-Volkswagen (430 000 автомобилей годом ранее). Выручка от продаж снизилась до 33,3 млрд евро (41,3 млрд евро в 2019 году). Уменьшение объемов продаж, влияние оценки производных финансовых инструментов, отрицательное влияние обменного курса и более активные меры по стимулированию продаж привели к снижению операционной прибыли до учета особых статей расходов до 0,2 млрд евро (3,2 млрд евро годом ранее). Снижение постоянных затрат и затрат на разработку новых продуктов, а также эффект деконсолидации от отчуждения компании Autonomous Intelligent Driving GmbH (AID) оказали положительное влияние. Расходы по особым статьям, связанным с ситуацией вокруг дизельных двигателей, составили -0,1 млрд евро. Ключевые финансовые показатели марки Audi также включают в себя результаты марок Lamborghini и Ducati. За первые три квартала года Lamborghini реализовала 5 696 автомобилей (6 418 в 2019 году), а Ducati – 34 160 мотоциклов (42 506 годом ранее).

Объем продаж автомобилей марки ŠKODA в период с января по сентябрь 2020 года оказался на 25,9% ниже, чем годом ранее, и составил 596 000 автомобилей. Выручка от продаж составила 12,0 млрд евро (14,8 млрд евро за аналогичный период 2019 года), а операционная прибыль снизилась до 469 млн евро (1 175 млн евро в 2019 году). Сниженные объемы продаж из-за Covid-19, влияние обменного курса и расходы, связанные с выполнением экологических требований в отношении нормативов токсичности отработавших газов, были компенсированы постоянными затратами и затратами на разработку новых продуктов, а также оптимизацией себестоимости продукции.

За отчетный период марка SEAT реализовала 319 000 автомобилей, что на 38,3% меньше, чем в предыдущем году. Выручка от продаж составила 6,0 млрд евро (-31,5%). Операционный результат снизился до -290 млн евро (248 млн евро в 2019 году), в основном из-за снижения объемов продаж в результате пандемии. Неблагоприятным фактором также стали затраты, связанные с выполнением экологических требований в отношении нормативов токсичности отработавших газов.

Продажи марки Bentley за первые девять месяцев 2020 года составили 7 610 автомобилей, что выше показателя за аналогичный период 2019 года (7 224 автомобилей). Выручка от продаж выросла до 1 397 млн евро (1 306 млн евро в 2019 году) за счет эффекта объема. Операционный результат снизился до -52 млн евро (65 млн евро годом ранее), в основном из-за более высоких амортизационных отчислений, разовых расходов в размере около 40 млн евро на мероприятия по реструктуризации, а также по причине влияния обменного курса.

За отчетный период Porsche Automotive реализовала по всему миру 181 000 автомобилей, что на 11,6% меньше показателя предыдущего года. Выручка от продаж составила 17,5 млрд евро (18,7 млрд евро годом ранее). Операционная прибыль снизилась до 1,9 млрд евро (3,2 млрд евро в 2019 году, показатель без учета особых статей расходов); тем не менее рентабельность продаж оказалась выражена двузначным числом и составила 10,8%. Снижение операционной прибыли связано со снижением объемов продаж, а также с увеличением затрат, в частности, на реализацию проектов по цифровизации и электрификации. Помимо этого, неблагоприятное воздействие оказали изменения курсов валют.

Количество автомобилей, реализованных маркой Volkswagen Коммерческие автомобили, упало до 250 000 автомобилей за период с января по сентябрь 2020 года (344 000 автомобилей годом ранее). Выручка от продаж составила 6,7 млрд евро (-23,8%). Операционный результат снизился до -362 млн евро (497 млн евро в 2019 году) в результате падения уровня спроса и расходов по налогу на выбросы CO2, закон о введении которого вступил в силу в этом году. Кроме того, отрицательное влияние оказали более высокие затраты на запуск производства и амортизационные отчисления для новых продуктов, более высокие постоянные затраты, а также менее благоприятные обменные курсы, в то время как оптимизация себестоимости продукции и изменения в ассортименте и объеме производства оказали положительное влияние.

Марка Scania Vehicles and Services за первые девять месяцев 2020 года реализовала 49 000 автомобилей (76 000 автомобилей годом ранее). Выручка от продаж составила 8,1 млрд евро (10,4 млрд евро в 2019 году). Операционная прибыль Scania Vehicles and Services составила 419 млн евро (1 209 млн евро за аналогичный период 2019 года). Принятие мер, направленных на улучшение ассортимента и снижение постоянных затрат и затрат на разработку новых продуктов, не привело к реализации возможности компенсировать снижение объемов продаж и отрицательное влияние обменного курса.

MAN Commercial Vehicles за отчетный период реализовала 80 000 автомобилей (-23,4%). Выручка от продаж снизилась до 7,5 млрд евро (9,2 млрд евро в 2019 году). Операционный результат составил -461 млн евро, что ниже показателя предыдущего года (297 млн евро), в основном по причине снижения объема продаж, сложностей в рамках процесса продаж автомобилей с пробегом, а также затрат, понесенных в связи с представлением нового поколения грузовиков.

За первые три квартала 2020 года выручка от продаж подразделения Power Engineering составила 2,7 млрд евро (2,9 млрд евро годом ранее). Операционная прибыль снизилась до 66 млн евро (91 млн евро в 2019 году) из-за эффекта объема, а также вследствие изменений обменных курсов. Положительное влияние оказало снижение затрат и изменения в ассортименте и объеме производства.

Количество новых договоров финансирования, лизинга, обслуживания и страхования, подписанных подразделением Volkswagen Financial Services в период с января по сентябрь 2020 года, сократилось на 10,0% в годовом исчислении и составило 6,2 млн договоров. Общее количество договоров по состоянию на 30 сентября 2020 года составило 23,8 млн по сравнению с показателем в 23,7 млн по состоянию на конец 2019 года. Операционная прибыль за первые девять месяцев 2020 года снизилась до 1,8 млрд евро (2,2 млрд евро годом ранее) вследствие резервирования средств на покрытие непредвиденных расходов.