15-05-2019

В первом квартале выручка и прибыль концерна Volkswagen увеличились

  • Концерн Volkswagen достигает поставленных на 2019 год целей по объемам поставок клиентам, выручке от продаж и операционной прибыли до вычета специальных статей расходов
  • Объем поставленной клиентам продукции концерна Volkswagen составил 2,6 млн автомобилей (−2,8%)
  • Выручка концерна от продаж составила 60 млрд евро, что на 3,1% больше аналогичного прошлогоднего показателя
  • Операционная прибыль до вычета специальных статей расходов увеличилась на 0,6 млрд евро и достигла 4,8 млрд евро, в том числе рост в оценке справедливой стоимости деривативов в годовом исчислении составил 0,4 млрд евро
  • Операционная прибыль составила 3,9 млрд евро (годом ранее — 4,2 млрд евро). Причиной отрицательного влияния специальных статей расходов в размере 1 млрд евро стали риски, связанные с законодательными факторами
  • Прибыль до налогообложения составила 4,1 млрд евро (I кв. 2018 г. — 4,5 млрд евро)
  • Чистая ликвидность в автомобильном подразделении составила 16,0 млрд евро. В основе отрицательного воздействия на чистую ликвидность в объеме 5,1 млрд евро лежит введение нового стандарта отчетности МСФО 16
  • Франк Виттер (Frank Witter), член правления концерна, ответственный за финансы и ИТ: «Концерн Volkswagen вновь продемонстрировал хорошее начало года. Показатели выручки от продаж и рост прибыли за первые три месяца текущего финансового года внушают энтузиазм. Но мы должны поддерживать взятый темп, если говорить о нашей трансформации»

Показатели концерна Volkswagen по поставкам продукции клиентам, выручке от продаж и операционной прибыли до вычета специальных статей расходов соответствуют поставленным на 2019 год целям. Выручка концерна Volkswagen от продаж за первые три месяца текущего финансового года увеличилась на 3,1% по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года и составила 60 млрд евро. Основными причинами роста, продемонстрированного несмотря на снижение объема поставок продукции клиентам, стали улучшение структуры предложения и высокие показатели подразделения Financial Services. Операционная прибыль сохранилась на уровне прошлого года и составила 11,7 млрд евро (в I квартале прошлого года — 11,6 млрд евро). Операционная прибыль до вычета специальных статей расходов увеличилась на 0,6 млрд евро и составила 4,8 млрд евро. Операционная рентабельность продаж до вычета специальных статей расходов увеличилась до 8,1% по сравнению с 7,2% в I кв. 2018 г. Позитивное воздействие оказали оценка справедливой стоимости прибылей и убытков по ряду деривативов, улучшение структуры товарного предложения и ценообразования, а также благоприятные тенденции в курсах валют, превзошедшие негативный эффект от фиксирования цен и снижения объемов продаж автомобилей. Негативное воздействие на операционную прибыль обусловленных законодательными рисками специальных статей расходов составило 1 млрд евро, что стало причиной снижения показателя в годичном исчислении на 0,3 млрд евро до 3,9 млрд евро. Доля прибыли или убытка от инвестиций, учитываемых методом долевого участия, и доля прибыли и убытка по совместным предприятиям в Китае, учитываемые в данном показателе, сохранились на уровне прошлого года и составили 800 млн евро. Прибыль до налогообложения снизилась на фоне показателей аналогичного периода прошлого года и составила 4,1 млрд евро (4,5 млрд евро в I квартале прошлого года). Чистая ликвидность автомобильного подразделения составила 16 млрд евро.

Франк Виттер, член правления Volkswagen, ответственный за финансы и ИТ, отметил: «Концерну Volkswagen вновь удалось продемонстрировать успешные результаты в начале текущего финансового года. Показатели выручки от продаж и рост прибылей за первые три месяца текущего финансового года внушают энтузиазм. Оценка деривативных финансовых инструментов — позиции, в общем случае показывающей высокую степень волатильности, — также оказала позитивное воздействие на операционную прибыль. В целом, мы должны поддерживать взятый темп, если говорить о нашей трансформации. Нам также приходится сталкиваться со сложностями, обусловленными ростом глобальных экономических рисков. Несмотря ни на что, на данный момент наши показатели соответствуют поставленным на 2019 год целям».

Марки и направления деятельности

Выручка от продаж марки Volkswagen — легковые автомобили в первом квартале увеличилась на 7,1% и достигла 21,5 млрд евро. Показатель операционной прибыли до вычета специальных статей расходов улучшился до 921 млн (в I квартале прошлого года — 879 млн). Улучшение структуры товарного предложения и ценового позиционирования, а также модернизация структуры себестоимости компенсировали воздействие снижения объемов продаж и отрицательные эффекты, связанные с валютными курсами. Объем убытков, связанных со специальными статьями расходов, за отчетный период составил 400 млн евро.

По марке Audi выручка от продаж снизилась до 13,8 млрд евро против 15,3 за такой же период годом ранее. Причиной снижения, в частности, стал новый подход к структуре сбытовых компаний. Операционная прибыль сохранилась на уровне прошлого года и составила 1,1 млрд евро (I кв. 2018 г. — 1,3 млрд евро). Улучшение структуры товарного предложения и маржинальности, а также позитивное соотношение валютных курсов не смогли компенсировать косвенное воздействие запуска новых моделей, поэтапных выплат — составляющих продуктовой инициативы, изменений в портфеле, связанных с переходом на новый стандарт WLTP, а также более высоких первоначальных расходов на новые продукты и технологии. Начиная с 2019 года компании, осуществляющие мультибрендовые продажи, отделены от марки Audi, что в целом улучшает прозрачность ведения бизнеса и возможности сопоставления.

Выручка от продаж по марке ŠKODA увеличилась за отчетный период на 8,2% и составила 4,9 млрд евро (в I квартале прошлого года — 4,5 млрд евро). Операционная прибыль снизилась до 410 млн евро. Основными причинами этого снижения стали негативные эффекты соотношения курсов валют и рост объемов затрат. При этом свое позитивное воздействие оказали увеличение объемов продаж и ряд мер в области ценообразования.

Выручка от продаж по марке SEAT за первый квартал увеличилась до 3,1 млрд евро (2,8 млрд евро в I кв. прошлого года). Операционная прибыль увеличилась на 5,5%, достигнув 89 млн евро, за счет положительного воздействия роста объемов продаж и структуры товарного предложения. Это воздействие оказалось значительнее, чем отрицательное влияние роста затрат.

Выручка от продаж по марке Bentley за первый квартал увеличилась до 456 млн евро (351 млн евро в I кв. 2018 г.). Операционная прибыль увеличилась с 44 до 49 млн евро. Основными причинами этого роста стали появление нового Bentley Continental GT, благоприятный эффект от структуры товарного предложения и тенденций в соотношениях курсов валют.

Выручка от продаж, обеспеченная Porsche Automotive, оказалась ниже показателей аналогичного периода 2018 года и составила 5,2 млрд евро (5,4 млрд евро годом ранее). Операционная прибыль снизилась на 11,6% до 829 млн евро. Причиной этого снижения стало обусловленное рыночными и производственными факторами снижение объемов продаж.

Выручка от продаж по марке Volkswagen Коммерческие автомобили увеличилась по сравнению с первым кварталом 2018 года на 11,8% и достигла 3,3 млрд евро (I кв. 2018 г. — 2,9 млрд евро). Операционная прибыль увеличилась на 29,9% и составила 291 млн евро. В основе этого роста лежали, в частности, увеличение объемов продаж, улучшение структуры товарного предложения, а также благоприятные тренды в соотношениях валютных курсов.

Выручка от продаж Scania Vehicles and Services сохранилась на уровне 3,4 млрд евро (3,0 млрд евро за тот же период прошлого года). Операционная прибыль Scania повысилась до 370 млн евро (I кв. 2018 — 301 млрд евро). Повышение объемов продаж автомобилей, улучшение деловых показателей в службах запчастей и сервиса, а также благоприятное соотношение курсов валют оказали более значительное позитивное влияние, чем связанное с ростом затрат негативное воздействие.

Выручка от продаж MAN Commercial Vehicles за отчетный период составила 3,0 млрд евро против 2,8 млрд евро за аналогичный период годом ранее. Операционная прибыль увеличилась с 83 до 115 млн евро, в основном благодаря увеличению объемов продаж.

Подразделение Power Engineering за первые три месяца 2019 года обеспечило выручку от продаж в объеме 891 млн евро (766 млн евро в I кв. 2018 г.). Операционная прибыль сократилась с 21 до 9 млн евро.

Операционная прибыль подразделения Volkswagen Financial Services за первые три месяца текущего финансового года увеличилась до 638 млн евро против 608 млн евро за аналогичный период 2018 г.

Снижение чистой ликвидности по автомобильному подразделению, связанное с введением стандарта МСФО 16

В конце марта 2019 года чистая ликвидность в автомобильном подразделении сохранилась на уровне 16 млрд евро. Признание арендных обязательств в качестве финансовых обязательств, требуемое введенным с 1 января 2019 года стандартом МСФО 16, привело к увеличению сторонних займов в автомобильном подразделении на 31 марта 2019 года на 5,1 млрд евро. Как результат этого эффекта, не связанного с оборотом средств, — чистая ликвидность подразделения автомобилестроения, составившая 19,4 млрд евро, значительно снизилась на фоне показателей на 31 декабря 2018 года.

Перспективы

Концерн Volkswagen продолжает прогнозировать, что поставки клиентам концерна в 2019 году незначительно превзойдут показатели предыдущего года, несмотря на то, что рыночные условия остаются сложными. Основные трудности будут возникать в связи с экономической ситуацией, растущей конкуренцией, волатильностью обменного курса и ужесточением требований стандарта WLTP. Концерн Volkswagen по-прежнему оценивает возможный рост выручки от продаж по концерну как 5% по отношению к результатам минувшего года. Что касается операционной прибыли концерна и направления Легковые автомобили, по итогам 2019 года мы ожидаем показателей операционной рентабельности продаж (до вычета специальных статей расходов) в диапазоне от 6,5 до 7,5%. По направлению Коммерческие автомобили операционная рентабельность продаж ожидается на уровне 6 — 7%. В подразделении Power Engineering предполагается некоторое снижение по сравнению с небольшим ростом выручки в прошлом году. По подразделению Financial Services прогнозируется незначительное увеличение выручки от продаж и операционной прибыли по сравнению с показателями предыдущего года. Ожидается, что с учетом специальных статей расходов операционная прибыль от продаж как для всего концерна, так и для направления Легковые автомобили снизится до нижней границы прогнозировавшегося ранее диапазона.